На повестке собрания был всего один вопрос: выдвижение Валентины Голубевой на соискание премии Ленинского комсомола.
«Я поддерживаю предложение выдвинуть Валю Голубеву, – сказала Железцова. – Как не поддержать? Как не гордиться таким красивым трудом? Как не пожелать такого же мастерства и себе и своим подругам?»
Постановили: «Выдвинуть тов. Голубеву Валентину Николаевну, ткачиху камвольного комбината имени В. И. Ленина, на соискание премии Ленинского комсомола 1976 года в области производства за высокие производственные показатели во Всесоюзном соцсоревновании и трудовой подвиг, выразившийся в выполнении двух годовых заданий пятилетки».
Так зажглась неугасимая Валина звезда, так зажигались звезды и других мастериц ивановских – прядильщицы Музы Стоговой, мотальщицы Анны Ичетовкиной, – прославивших себя искусной работой и современным подходом к делу. Их сила питалась от силы их соратников.
Настал день, когда Валентина 28 станков получила. Вышла на смену, глянула – у самой дух захватило. «Дистанция огромного размера», – вдруг выплыло из школьных уроков литературы.
И на этот раз ощутила она «электрическое поле», но только заряжено то поле было совсем иначе.
Из других смен и даже из других цехов пришли женщины подивоваться... Поправила Валя кружевной воротничок на коротком по ивановской моде халатике, вздохнула... Ну, пора...
Никогда, ни раньше, ни позже, когда ее мучили телевизионщики, киношники, фотокоры центральных газет, она не пережила и не перечувствовала того, что было на этом «неофициальном просмотре». Она приняла смену, старалась вслушиваться в слова напарницы – что и как обстоит в «хозяйстве», какие случились неполадки и отчего... Залегла один за другим подсветки на станках и просмотрела полотна – ладно ли идут, без сукрутин ли, осечек, присучек... Эти самые первые минуты смены, сам «вход» в работу был важен для нее: своими прикосновениями она как бы давала знать машинам, что пришла, что все будет хорошо... И была, была магия в этих легких, быстрых движениях тела ее и рук, мгновенных пробежках, маневрах и безошибочной интуиции, с которой – секунда в секунду – она оказывалась у остановившегося станка.
Одна старая работница, долго наблюдавшая все это, рассказывала потом, что мнилось ей, будто двоится Валька: и тут она и там сразу... И сорвалось у старой вполшутку: «Нечистая ей помогает, что ли? По воздуху девку носит». Смеху было... И растаяло в этом смехе много того, что заскорузло было, закаменело... Но и вправду – любопытно товаркам-то понять, как да из чего Валины успехи.
– «Разгон» у ней умный, – замечает пристальный взгляд одной ткачихи. – Станки в уме держит и шаг старается так соразмерить, чтобы возле нужного вовремя остановиться, знает, где скорей бобинка оголится, где позже.
– Да все мы в уме держать стараемся.
– Все-то все, да не 28 же станков...
– Дусе Мусиновой сказать – пусть порадуется: она Вальку попервам наставляла, когда до пенсии еще тут была.
– Да, умеха девка, чего скажешь... Вот и смене конец.
– Спасибо, девочки, на добром слове... И с ног не валюсь, но и присесть не возражаю...
А про себя: дойти б до дома, плеснуть в уставшие глаза холодной воды, забросить ноги на валик дивана, почувствовать теплую руку мужа на занемевшем плече...
Борис и правда встретил на пороге:
– Ну как, Валюха?
– Устала сегодня... Испереживалась... Люди смотрели... Как на сцене ходишь!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
С директором Государственного Исторического музея Константином Григорьевичем ЛЕВЫКИНЫМ беседует специальный корреспондент «Смены» Валерий ЕВСЕЕВ