Рассказы
В класс новой московской школы вошла черная девочка и отрекомендовалась по-русски, с трудом выговаривая слова:
– Я есть африканка... Меня имья зовут Катуша... Катьуша, – поправилась она и добавила: – Яблоки и грушьи...
Ребята выбежали здороваться с ней, и она протягивала обе руки, то одной паре, то другой.
— Выбирай, Катюша, место, – попросил ее староста класса.
— Она сядет со мной, потому что я тоже Катя, – стала настаивать шустрая белокурая школьница.
— Хорошьё, – отозвалась черная девочка, и ей было освобождено место рядом с Катей.
Так радостно началось знакомство, а продолжилось оно хуже. Черная Катюша знала немало русских слов, и ее понимали, она же с трудом понимала русские слова.
– Мне хорошьё уметь говорить, а слушайт мне очен есть темно.
И всем стало ясно, что Катюше нужна помощь, и все решили, что этим займется отличница из отличниц Надя Куркина по прозвищу «Фигуркина».
Надя с огромной радостью взялась помогать Катюше и ввела ее в свою семью. Все африканку приняли в семье Куркиных так, словно она была с ними знакома давно.
Помогать Катюше было легко и трудно. Легко, потому что она была очень одаренной девочкой. А трудность заключалась в языке.
Без него и самый легкий урок не поймешь. А обучить языку не так просто. Особенно когда обучающий не знает язык обучаемого. И Надя решила заняться Катюшиным языком.
– О, это ты, Надьа, тебе надо голос сломайт, – противилась Катюша и как могла объяснила, что ее народ маленький, а слов у него много-много, но еще нет букв и словаря.
И все же Надя занялась Катюшиным языком. Показывала на стул и спрашивала: «Что это?» Африканка отвечала, а иногда записывала русскими буквами свои родные слова. И вскоре не только Надя, но и .ее бабушка стали разговаривать на смешанном и смешном языке. Плохо и очень плохо, но все же понятно.
Катя и ее бабушка изобрели способ разговора с показыванием, с действием. Бабушка или Катя говорили медленно, чуть ли не нараспев: «Я пью воду из стакана». Они пили воду из стакана, затем просили это же самое повторить Катюшу, и она повторяла по нескольку раз, добиваясь точности произношения слов.
Говорить медленно и понятно входило в привычку Надиной семьи.
Очень много времени тратила Надя, чтобы приучить Катю слушать и понимать русские слова. У Нади и у Катюши оказалось две школы, двойные уроки, в классе и дома.
Исключительно хороший слух помогал африканке овладевать нелегким для нее русским языком. И, читая вслух, она усваивала самое трудное – правильное звучание фраз. Африканка, щеголяя русской речью, поражала учителей и учеников.
Все по справедливости прославляли Надю, писали о ней хвалебные заметки, дарили ее вниманием и превозносили до небес, особенно после того, как африканка стала отличницей. Это уже было настоящим чудом, замеченным и за пределами школы.
Надя ходила чуть ли не в героинях. Все знали, говорили о ней, всегда замечали ее... Но... Без «но» здесь не обойтись.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.