организационно в самой фирме, можно подумать.
Но разве нужда возникает только в репетиторстве! Почему бы не ввести в штатное расписание фирм должность дизайнера, специалиста, который бы помог вам профессиональным советом – как лучше, сообразуясь с вашим собственным вкусом, требованиями моды, промышленным ассортиментом мебели, наконец, рекомендациями психологов, обставить новую квартиру? Почему бы не ввести должности консультантов молодых матерей, специалистов по организации летнего отдыха, людей, к которым можно было бы запросто обратиться по любому житейскому вопросу, независимо от того, касается это мойки окон или художественного оформления квартиры. Важно то, что совет или практическая помощь специалиста избавят вас от непроизводительных мытарств, неоправданных денежных расходов, сохранит время.
Вероятно, то, о чем сейчас говорилось, когда-нибудь будет. Повторяю: отрасль добрых услуг молода, и ей предстоит развиваться и совершенствоваться. Однако в общих интересах – смелее и быстрее внедрять новые формы. А пока для того, чтобы расширить прейскурант услуг даже на один пункт, нужно соответствующее решение Министерства бытового обслуживания населения РСФСР, добиться которого не так просто.
Существуют в этом деле и внутренние проблемы, так или иначе влияющие на качество работы отрасли в целом. Главная – проблема подготовки кадров для предприятий бытовых услуг. Со специалистами высокой квалификации проще: портных, поваров, столяров, электромонтеров, официантов готовят учебные заведения. А вот как быть с нянями, диспетчерами, распорядителями, специалистами по ведению домашнего хозяйства? Конечно, всему этому можно научиться, попав под персональную опеку к опытному работнику. Но опять же научиться чему-то одному, например, обивке дверей или уходу за детьми, натирке полов или переплетному делу. А ведь насколько удобнее предприятию службы быта пополнять свои кадры дипломированными специалистами, чем принимать на работу людей случайных в надежде, что у них вдруг получится. И еще: в бюро услуг не очень охотно идет молодежь, потому что квалификация даже опытной няни с соответствующей записью в трудовой книжке не устраивает женщин по чисто моральным соображениям.
Как-то я разговаривал с одной из девушек, работающих в «Радуге». Имени ее называть не буду. Она была откровенна. Да, работа ее устраивает, несложная, даже веселая, неплохой заработок, но почему-то некоторые из тех, кого она обслуживает, – взвешивает на весах, – относятся к ней неуважительно. «Считают, что если я стою на улице радом с весами, то со мной можно позволить любую вольность. А ведь моя работа так же необходима, как и любая другая, и ее кто-то выполнять должен!»
Да, должен. Кто-то должен помогать людям следить за своим весом, украшать наше жилье, делать радостными наши праздники. Так почему бы тем, кто взял на себя эту ответственность, после соответствующего обучения не выдавать, скажем, диплом «Специалист бытовых услуг» такого-то разряда? Во-первых, это повысит авторитет профессии; во-вторых, под руководством опытных преподавателей будущие мастера хорошего. настроения овладели бы целым спектром так называемых бытовых специальностей. И третье, самое главное, – неизмеримо возрос бы приток молодежи в сферу, которой предстоит развиваться.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.