Как и чем измерить артисту результаты своего труда? Ведь он дарит людям – не хочется писать слово «дает» – радость или светлую грусть, смех, слезы... Одним словом, свои чувства и мысли, реализованные в том или ином сценическом образе. А как, по какой шкале оценивать чувства и реакцию на них? Нет здесь тем более планов, перевыполнений и недовыполнений... И, казалось бы, самое-то мерило – популярность. Ан нет – бывает она шумной, но ложной притом, когда просто контакт, может, и мимолетный, беспочвенный на поверку, рядится в одежки взаимопонимания. И артист, если верит этому, надолго оказывается в застывшей маске, довольное выражение которой однозначно по отношению к любому результату – уже не удовлетворяет он, но крепко держится маска...
Такое вступление наверняка потребуется читателю, чтобы осмыслить, почему Амаяк Акопян с первых же слов нашей беседы сказал, и очень напряженно: «Только не представляйте меня фокусником. Это стереотип, я прямо-таки у него в плену! «И действительно так, вот какой случай произошел с актером Амаяком Акошшом, снявшимся, кстати, в десяти фильмах. Пригласили пробоваться на роль Артузова в «Крахе». «Я ликовал – серьезная работа, к тому же у меня почти полное портретное сходство с легендарным чекистом. Но попали пробы на худсовет, и что же... Все волей-неволей, как потом признались, ждали, что Артузов... начнет показывать фокусы. Смешно? Мне – нет, не прошел я тогда».
Амаяк – прямой наследник и продолжатель традиций классика жанра иллюзии и манипуляции Арутюна Акопяна. Достойный продолжатель: лауреат международных конкурсов и фестивалей, создатель оригинальных номеров, большой энтузиаст и, без преувеличения, эрудит своего жанра – кропотливо собирает и изучает все по его истории и проблематике. И при этом активное желание выйти за рамки своего сценического амплуа. Причина, пожалуй, в том, что, режиссер по образованию, Амаяк Акопян внутренне готов к большему, чем достиг. Иными словами, творчески не удовлетворен. И на то имеет основания, ибо неудовлетворенность эта не савансирована, а подкреплена актерской многоплановостью Акопяна. Его номера поистине синтетические: танец, пантомима и комический конферанс не соседствуют, не обрамляют иллюзии-манипуляции – это моноспектакль «Танцующий фокусник». Амаяк специально занимался танцем, пластикой, уже будучи известен как оригинальный иллюзионист. В его планах – спектакль-пародия на всякого рода шарлатанов, прикрывающихся разного рода сомнительными «магиями». Он неожиданно обнаружил себя перед телезрителями не только остроумным и блестящим ведущим программы «Утренняя почта», но и талантливым художником... Вот в каких разных ипостасях выкристаллизовывается творческий облик Амаяка Акопяна, и все направления он, как любят говорить артисты эстрады, «работает» с постоянным упорством и, что важно, с фантазией, загораясь.
– Моя проблема на сцене: что ты можешь дать людям, актер? И не хочу, чтобы меня воспринимали как фокусника, совсем не из-за досужего кокетства – то, что делаю на сцене, не побоюсь сказать, мое мировоззрение. А оно рождается только на основе профессионализма, не узкого – широкого и надежного. Когда ты не фокусник, конферансье или кто-то еще, в зависимости от принадлежности к жанру. Когда ты артист, и этим все сказано о твоих возможностях.
К этому, пожалуй, и не стоит ничего прибавлять. Разве только то, что актерское лицо Амаяка Акопяна не станет застывшей маской с самодовольным выражением.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
О том, как инженеры и рабочие Ореховского хлопчатобумажного комбината сообща решают важную проблему