Композитор Евгений Мартынов сегодня известен многим любителям эстрадной музыки. И популярность его растет с каждым днем. Хотя Евгению всего 27 лет, он написал уже немало песен, полюбившихся молодежи. Некоторые из них стали лауреатами международных и всесоюзных конкурсов. Мне хочется вспомнить, как все это начиналось, как Евгений Мартынов шел к успеху, какие трудности встретили его, что помогло ему в жизни и творчестве. С самого раннего детства в жизнь Евгения вошла песня. По праздникам вместе с гостями пела вся семья. Укладывая сына спать, Нина Трофимовна напевала ему колыбельные. Мальчик слушал по радио песни, арии из опер, романсы, а потом подбирал на кларнете запомнившуюся мелодию. Поэтому по окончании школы для него не существовало проблемы, куда пойти учиться дальше. Он поступил в Артемовское музыкальное училище по классу кларнета. Окончил его и сдал экзамены в Киевскую консерваторию. Женя и тогда уже увлекался эстрадой, но сам петь не пробовал. Да и вообще не думал, что когда-нибудь станет популярным исполнителем собственных песен... Позже он перевелся в Донецкий музыкально-педагогический институт, где, продолжая совершенствоваться в игре на кларнете, стал заниматься оперно-симфоническим дирижированием. И еще посещал занятия по классу композиции, ибо уже в то время начал понемногу сочинять, пользуясь постоянными консультациями своего педагога Евгения Васильевича Сурженко.
Жить Жене приходилось на стипендию. Родители – инвалиды Великой Отечественной войны – не могли оказывать ему большую помощь, потому что на руках у них был еще один сын. Но они очень хотели дать Жене высшее музыкальное образование, ибо видели его тягу к музыке, интуитивно чувствовали одаренность сына.
С юных лет Женю отличала целеустремленность. Все, что касалось музыки, было для него священно. Он не мог пропустить занятия, не дослушать симфонию, не выучить партию, заданную на воскресенье. Наоборот, всегда делал больше, чем требовалось по программе. Однако нужно было думать и о хлебе насущном. В Донецке ему предложили стать руководителем ансамбля, который играл в ресторане. Женя рассказывает об этих днях с легким юмором и некоторой грустью. Времени на учебу оставалось меньше, но зато он каждый вечер мог исполнять любимые песни, импровизировать на кларнете или фортепьяно...
Теперь, когда я расспрашиваю его о студенческих годах, он вспоминает прежде всего людей, у которых учился, кто отдавал ему свои знания, опыт, кому он обязан первыми успехами. С чего началось его увлечение композицией? Евгений Мартынов отвечает на этот вопрос так:
– Однажды утром во мне вдруг проснулась какая-то неясная, но очень понравившаяся мне мелодия. Я стал напевать ее, а потом записал на клочке бумаги. Я не расставался с этой мелодией весь день, а когда пришел на занятия в училище, напел ее своему преподавателю Борису Петровичу Ландарю. Он усадил меня за рояль и попросил несколько раз проиграть мелодию. Целый час Борис Петрович разбирал это сочинение, объясняя ошибки и промахи. Тогда мне было очень обидно, конечно. Но я быстро понял, что сочинение музыки – это не одно лишь упоение пришедшей вдруг мелодией, а долгий, порой мучительный поиск музыкального образа во всей его гармонической сложности. Добиться же успеха можно только при напряженнейшей систематической работе.
Мелодии стали посещать меня все чаще и чаще. Я еще боялся поверить в их постоянство, но уже ясно почувствовал, что музыка зазвучала в моем сердце. Своя. Пусть порой неясная и несовершенная...
Евгений Мартынов с отличием закончил оба факультета, и ему предложили продолжить учебу в аспирантуре, но он не захотел. Он мечтал только об одном – создавать музыку.
Вскоре была написана первая песня, которую залепи, – «У песни есть имя и отчество», на слова М. Лисянского. Евгений показал ее Майе Кристалинской, гастролировавшей тогда на Украине. Песня понравилась певице, и она стала исполнять ее в концертах. Успех окрылил Мартынова: шутка сказать, известная исполнительница поет твою песню! А тебе всего-то чуть за двадцать
Я никогда не забуду первую встречу с Женей Мартыновым, когда он принес мне песню «Баллада о матери», написанную на мои стихи. Песня взволновала меня, и я спросил Женю, почему он решил написать ее именно на мои слова.
– Мне помог мой бывший педагог Вячеслав Валентинович Паржицкий, – сказал Женя. – Он увидел в одном из журналов стихи о матери и почувствовал в них мелодию. «Вот бы, – говорит, – тебе написать на них песню...»
Вместе с мамой мы пересмотрели множество журнальных подшивок, прежде чем отыскали эти стихи. Они оказались именно такими, какие были мне необходимы...
Евгения приняли солистом в Росконцерт, и всюду, где бы он ни исполнял «Балладу о матери» (ее называют еще «Алешенька»), зал взрывался овациями. Потом ее запели многие. А на всесоюзном телевизионном конкурсе «Песня-74» «Балладу» спела София Ротару, и песня стала лауреатом.
Сейчас Евгений Мартынов принимает участие в популярных телепередачах, его песни включили в свой репертуар видные советские и зарубежные певцы. На концерты молодого музыканта трудно попасть, пластинки с записями его песен идут нарасхват, а на афишах к фамилии композитора и певца Евгения Мартынова добавилось звание лауреата Международного конкурса в Братиславе-, которое он получил за песню «Яблони в цвету», написанную в содружестве с И. Резником.
Когда приходит слава, все кажется простым. Вроде бы так и должно быть. Но я вспоминаю, каких трудов стоила Мартынову каждая песня, сколько бессонных ночей провел он за нотным листом, прежде чем смог счастливо улыбнуться... Некоторые песни мы писали у меня дома. Как правило, вначале рождалась мелодия, потом появлялись стихи. Нередко приходилось переписывать текст, менять тему и так далее. Несколько песен мы написали втроем: Мартынов, Усманов и я. Лучшие из них записаны на пластинки, они живут среди молодежи. Это «Зовет земля», «Трубка мира», «Ты приносишь мне рассвет» и другие.
Но главные успехи Мартынова были впереди. Однажды он проиграл мне очень красивую мелодию. Я почувствовал в ней чью-то трагедию. Мне захотелось проникнуть в сокровенный смысл мелодии. Мы начали работать. Потом, когда «Лебединая верность» стала лауреатом конкурса «Песня-75», Евгения пригласили в Сопот на международный фестиваль, где советские певцы Раиса Мкртчян, Яак Иола и Людмила Сенчина исполняли три его песни. Небывалый случай на столь представительном и популярном конкурсе! Раиса Мкртчян исполнила «Лебединую верность» и завоевала третью премию.
Сейчас Евгений Мартынов написал несколько новых песен в содружестве с поэтами С. Островым, В. Харитоновым, И. Кохановским, В. Лазаревым, М. Пляцковским, А. Пьяновым. Многие из них войдут в его пластинку-«гигант», над которой Мартынов уже работает.
...Я часто думаю о том, чем объяснить столь быстрый и устойчивый успех молодого композитора и у искушенных музыкантов и у любителей. Конечно же, талантом в первую очередь. Но сыграла свою роль и тематика его песен, их молодежная тональность и удивительная искренность.
Есть и еще один момент, о котором следует сказать. В период засилья вокально-инструментальных ансамблей, когда с эстрады, по радио, с пластинок неслись усиленные аппаратурой ультрасовременные мелодии, зачастую очень похожие друг на друга, вдруг зазвучали простые, мелодичные песни. Звук в них не форсируется, а естественно и просто доходит до самого сердца. Эти песни были услышаны. По ним соскучились. Их ждали. Это вовсе не значит, что до Мартынова не было прекрасных песен, искренних, душевных. ярких. Были и есть. А. Пахмутова, М. Таривердиев, М. Фрадкин, О. Фельцман, Н. Богословский и многие другие, у кого учился и учится Мартынов, вписали в историю песенного искусства много великолепных страниц. Но хороших песен, как бы много их ни было, всегда не хватает, ибо слишком большой спрос на них у молодежи. А Мартынов тонко чувствует настроение молодых, их вкусы, их привязанности и всегда точно знает, для кого сочиняет музыку.
Я много раз видел, как Евгений работает. Никто и ничто не сможет оторвать его от инструмента, если пришла мелодия. Вернее, еще не мелодия, а ее предчувствие. Тогда он может часами проигрывать различные варианты, прислушиваться к звучанию музыки, которую, кроме него, пока еще никто не слышит. Работоспособность Мартынова поразительна. Вероятно, и этим тоже определяется одаренность человека. Истинно талантливые люди очень трудолюбивы. Им доставляет наслаждение сам процесс поиска точной фразы, выразительной ноты, поэтому они не могут не быть одержимыми. Таков и Евгений Мартынов. И еще. Евгений очень требователен к себе. Он только тогда показывает новую песню, когда сам абсолютно уверен в ней. Если Мартынову делает замечание кто-то из опытных композиторов, он реагирует на это со всей серьезностью и непременно возвращается к нотам, чтобы поискать, подумать, поправить. Помню, как на худсовете фирмы «Мелодия» Борис Михайлович Терентьев и Никита Владимирович Богословский обратили внимание Евгения на одно место, по их мнению, мелодически недостаточно яркое. И уже на другой день Мартынов показал более интересный мелодический ход. И так всегда. А. Пахмутова, О. Фельцман, М. Фрадкин, Ю. Саульский – все доброжелательно и активно помогают молодому композитору. Большое участие в его творческой судьбе принял М. Таривердиев.
Евгения Мартынова нередко приглашают в качестве почетного гостя на различные конкурсы. Этой зимой мы были с ним в моем родном городе Калинине, где проходил фестиваль молодежной песни. Евгения попросили быть председателем жюри. Недавний участник подобных конкурсов, он хорошо понимает их значение для самодеятельных певцов и музыкантов. По просьбе молодежи Мартынов сам пел свои песни. Надо было видеть, с каким успехом проходило его выступление... Евгений сумел в своих песнях выразить настроения и чувства молодых, их отношение к жизни, к будущему.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
* Глава из романа «Царь-Рыба», который полностью будет опубликован в журнале «Наш современник».