Послушная радуга

Алексей Владимиров| опубликовано в номере №1134, август 1974
  • В закладки
  • Вставить в блог

Прежде чем стать главным художником стекольного завода в Большой Вишере, Борис Четкое перепробовал едва пи не все области прикладного искусства. Ткань и дерево, металл и керамика, фарфор и камень... Борис долго искал «свой материал». Им оказалось стекло. Его текучесть, способность принимать любую форму, прозрачность и одновременно сильный и сочный цвет - все это дарит художнику возможность для самых смелых экспериментов. Но и это не все. Стекло можно резать, гранить, лепить, выдувать, травить, гравировать, спекать с керамикой, писать по нему мягкой кистью и рисовать победитовым карандашом. Конечно, все эти свойства древнейшего материала открыты не сегодня. Еще Ломоносов дал ему блистательную поэтическую характеристику:

«Пою перед тобой в восторге похвалу не камням дорогим, не злату, но стеклу!»

Борис Четков считает, что перед современным художником-прикладником ничуть не меньше неразгаданных тайн, чем это было несколько веков назад. «А путей для их раскрытия, - говорит Борис, - столько же, сколько мыслящих художников». Свои убеждения Четков подтверждает повседневной практикой. Вот один пример. Мастера самых различных эпох и стилей бесчисленное число раз создавали такой сосуд, как графин. Менялись его формы, декоративное оформление, но всегда ось сосуда была перпендикулярна горизонтальной плоскости стола. Борис Четков нашел новое решение: точно рассчитав соотношение объема и веса, он смели рассек форму по диагонали и «завалил» графин наподобие Пизанской башни. Художественный эффект оказался столь неожиданным, что эта, казалось бы, простая ассоциация со знаменитой башней пришла потом, когда вещь была готова, тиражирована в нескольких экземплярах и показана на выставке.

Борис Четков не пытается подражать старым русским художникам, точно следуя их испытанным способам работы со стеклом. Фольклорные мотивы, сюжеты и образы русских сказок находят в его творчестве своеобразное выражение. Фантастические петушки-братушки, курочки-баранчики, затейливые и трогательные, смотрятся как создания народного воображения, однако вовсе не напоминают наивные стилизации «под старину».

Четкое продолжает и развивает национальные мотивы, сохраняя при этом свой взгляд и решая художественные и эстетические задачи по-современному.

Профессия художника, работающего со стеклом, в высшей степени специфическая. Не пытаясь умалить сложности иных подобных профессий, заметим все же, что художник стекла должен быть и скульптором, и живописцем, и графиком, и конструктором одновременно. Он всякий раз должен добиваться, чтобы сообразность конструкций, острота декоративных форм и разнообразие цветовых решений «работали» в одном изобразительном ключе. При этом художнику приходится решать и множество задач, свойственных прикладному искусству вообще и стеклу в частности. Он должен учитывать, и как смотрится та или иная вещь в интерьере и как она повседневно используется на столе. Это традиция, которую Четков не собирается ломать. Но он стремится раздвинуть жанровые границы своего искусства. Так, находя художественную выразительность в простейших формах - шаре, конусе, цилиндре, кубе, - Четков создает целую серию объемных натюрмортов. Казалось бы, сказано новое слово в традиционном искусстве. Однако экспериментаторская мысль художника идет дальше: натюрморты из стекла задуманы и выполнены так, что могут существовать не только отдельно, но и образовывать в пространстве декоративные композиции, которые каждый из нас может компоновать по своему вкусу. Совсем недавно Борис Четков начал новую большую работу. Глазами художника-прикладника он захотел увидеть... четвертую - мезозойскую - эру истории Земли. Его привлекла возможность работать, полагаясь в основном лишь на свою фантазию. Сначала в карандаше, затем в многочисленных эскизах, выполненных гуашью и акварелью, наконец, в цветном дутом стекле рождались диковинные динозавры, ихтиозавры, птерозавры, безымянные птицы и пресмыкающиеся, живущие среди невиданных, фантастических растений. Эти передвижные декоративные композиции, постоянно меняющие свой цвет в зависимости от освещения, ракурсов и рефлексов, представляют собой удивительный мир, условно-декоративный и таинственно-загадочный... Трудно предсказать очередное направление поисков художника. Но, по какой бы дороге он ни пошел, это всегда будет путь к себе, к раскрытию своей индивидуальности. И можно не сомневаться, что на этом пути Бориса Четкова ждут новые интересные находки.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены