Их семеро - веселых, неугомонных девушек: Люся Дроздова, Рая Трофимова, Галя Павловская, Люся Иванычева, Нина Воробьева, Ира Кабанова, Нина Лебедева. Пятеро из них - члены партии, две комсомолки. Они работают в городе Ленина, на второй обувной фабрике «Пролетарская победа» .
Девушки ведут дневник, ведут с того самого дня, когда два года назад решили жить и работать по-ленински, по-коммунистически. Я прочел эту летопись от первой до последней записи. То короткие, отрывочные, то подробные, иной раз занимающие по целой странице, они воссоздавали характер бригады, крепко спаянной дружбой, отличающейся духом поисков и творчества. Я узнал, что девушки шефствуют над детским домом, часто бывают у ребятишек и даже скучают, если не удается выбраться к ним недельку-другую узнал, что ездили они убирать целинный урожай, чуть ли не всей бригадой побывали на фабрике «Коминтерн» - требовали улучшить качество сырья; что в своем закройном цехе наладили художественную самодеятельность, регулярную читку газет и журналов... Была здесь и кратенькая запись о том, что бригадира Люсю Дроздову избрали членом обкома комсомола.
В дневнике я прочел обязательства бригады на 1961 год, третий год семилетии. В первом пункте, где шла речь о нормах выработки, я увидел поправку: вместо « 105 процентов» стояла цифра «117» . Дроздова пояснила: обязательства принимались накануне январского Пленума ЦК КПСС, а когда стало известно о созыве XXII съезда, девушки решили выполнить годовое задание за десять месяцев. Тогда-то и пришлось внести исправление в первый пункт. Сто семнадцать - это здорово, это много, если учесть, что после перехода на семичасовой рабочий день нормы стали более жесткими. Сто семнадцать - это, по прошлогодней мерке, не меньше двухсот!
- Трудно будет девчатам, - призналась Люся и повторила: - Очень трудно. Мы долго спорили, прикидывали да рассчитывали. Но поправку внесли единогласно. А раз решили всей бригадой - значит, выполним.
Их семеро... Но сколько таких же неугомонных и на соседнем заводе, и в соседнем районе, и всюду, куда бы ты ни пришел. Трудно, но выполним, трудно, но сделаем в срок... Что ж, смелые не боятся трудностей, а смелых сотни и тысячи в любом трудовом коллективе! Как порадовался бы Владимир Ильич, глядя на поколение юных, поколение ленинцев, для которых борьба за производительность труда - « самое важное, самое главное для победы нового общественного строя» - стала живым, практическим делом.
Красновыборжцы Лев Коньков и Василий Краснощеких вдвоем обслуживают волочильный стан, вытянувшийся едва ли не на полсотни метров. Стаи новый, сложный, капризный, «характер» его еще до конца не изучен, ему даже планируют брак. Но двое комсомольцев, которые осваивают стан, обязались в честь предстоящего съезда партии не только перевыполнять задания, но и давать продукцию отличного качества. А свой опыт, свои приемы работы передать молодым волочильщикам цеха. Трудно, но будут и план и качество!
На Металлическом заводе мне показали снимок - знаменитую турбину мощностью триста тысяч киловатт. Снимок был не новый, такие уже публиковались в газетах. И тем не менее Слава Шестериков, заместитель секретаря комитета ВЛКСМ, вынул его из толстой папки, словно редчайшую реликвию.
- Известно ли вам, - спросил он, улыбнувшись, - что эта турбина не значилась в плане шестидесятого года!
Да, турбину изготовили вне плана, на год раньше срока. Это они, комсомольцы Металлического, выступили инициаторами большого, трудного дела: построить агрегат не в третьем, а во втором году семилетки. Они создали штаб и начали сражение во всех цехах, на всех участках. Сорок шесть смен отработали инженеры технического отдела, выполняя чертежи для новой оснастки, - отработали на общественных началах! Десятки добровольцев из заводоуправления, из всех отделов и конструкторских бюро вышли на сооружение паротрассы. В отделе сварки завода инженеры и техники создали бригаду коммунистического труда и пошли работать в цех, вооружившись сварочными автоматами. Более восьмидесяти рейдов провели по заданию штаба комсомольцы завода, сотни «молний» , «тревог» , обращений, листовок призывали драться за турбину, зажигать на ее пути зеленые огоньки светофоров.
Комсомольцы жили этой турбиной. И они победили время - выиграли двенадцать месяцев!
- Спасибо вам, комсомольцы! - сказал на митинге директор завода. - Спасибо, молодые друзья!
Сейчас юноши и девушки Металлического завода взялись за новое большое дело. Они решили подготовить съезду партии замечательный подарок: построить мощный газотурбинный нагнетатель не в декабре, как намечалось планом, а к 17 октября этого года. Уже создан новый комсомольский штаб. Уже проведены первые рейды - все ли готово к новым боям...
Армия молодых ленинградцев охвачена громадным трудовым подъемом. И всюду, где бы ни заходила речь о будущем, о том, что предстоит сделать в третьем году семилетки, неизменно называют одну дату: день открытия XXII съезда КПСС. Комсомольцы решили рапортовать партии о своих успехах именно в этот знаменательный день.
Потомки штурмовавших Зимний, молодая гвардия города Ленина, вся наша советская молодежь ведут широкое наступление на рубежах семилетки. С неутомимой энергией претворяя в жизнь великие заветы Ильича, поколение ленинцев развивает ростки коммунизма, уверенно идет к победе коммунистического труда.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.