Десятилетиями бились инженеры и ученые разных стран, чтобы вырваться за пределы пресловутого «потолка», многие годы существовавшего в производительности чесальных машин для переработки хлопка. Семь с половиной килограммов хлопковой ленты в час - и ни грамма больше... Нигде: ни в Германии, ни в Швейцарии, ни в Англии - не удавалось перейти этот рубеж. На первых порах не могли дать больше и советские машины. Но после Великой Отечественной войны на ленинградском заводе удалось наконец сконструировать машину, которая давала на один килограмм ленты больше! Это уже была победа. Поиски не прекращались. В 1948 году был изготовлен образец машины «ЧММ-450», которая вырабатывала 12 килограммов! В 1958 году «ЧММ-450» получила Большой приз Всемирной выставки в Брюсселе. Но предстояло решить еще и другие проблемы. В прядильных цехах есть такая должность - уборщи-ца-пуховщица. С надетой на лицо маской залезает женщина в камеру, чтобы выгрести из машины пыль. Но разве можно было мириться с такими тяжелыми условиями труда?! А габариты машин, их вес? Сколько можно было бы сэкономить металла, какая бы высвободилась дополнительная площадь, если бы удалось хоть на немного уменьшить их! Ну и, конечно, выработка. Двенадцать килограммов - не предел. С каждым годом народу требуется все больше тканей, одежды, и никак нельзя ограничиваться столь низким «потолком». Вот если бы добиться шестнадцати килограммов хлопковой ленты в час!... Немало бессонных ночей провели над разрешением этих задач конструкторы и исследователи специальных конструкторских бюро трикотажных машин и легкой промышленности. В течение ряда лет они упорно искали новые технологические параметры чесальных машин. И результаты превзошли самые смелые прогнозы и ожидания: не 16, а 22 килограмма хлопковой ленты выработала новая чесальная машина, разработанная группой конструктора Э. Копелевича! В создание машины вложили свой большой труд рабочие и мастера, техники и инженеры ленинградских прядильных фабрик «Веретено», «Возрождение», «Рабочий». «ЧМВ» - чесальную малогабаритную высокопроизводительную машину - изъявили желание приобрести несколько иностранных фирм. Ждут ее и советские текстильщики. Изготовление первых образцов машины поручено ленинградскому заводу «Вулкан».
Б. Вадимов
«Астре» всего несколько дней. Но ее вес превышает шестьдесят килограммов, а рост достигает чуть ли не двух метров. Да и само появление ее на свет было большим и редким событием: ведь «Астра» - жира-фенок, а, как известно, жирафы почти не размножаются в неволе. Надо сказать, что родители «Астры» - жирафы «Джульетта» и «Мальчик» - единственные из «длинношеих» в зоологических парках нашей страны. Прибыли они в Ленинград из далекой Родезии пять лет назад и с тех пор отлично освоились с новым климатом. Чувствует себя превосходно и «Астра». Уже через две минуты после рождения она стала поднимать голову, а спустя сорок минут впервые встала на ноги и в сопровождении мамы вышла в летний вольер, на свежий воздух. Популярности новорожденной можно только позавидовать: повидаться с «Астрой» ежедневно приходят сотни ленинградцев, среди которых, разумеется, большинство детей.
Этого памятника еще нет. Но он скоро будет. Его установят возле западного въезда в Ленинград, в районе новостроек - Автово, на Комсомольской площади - в сквере между проспектом Стачек и улицей Якубениса. И откуда бы ни посмотрели на него, он отовсюду будет виден на фоне ясного, солнечного неба-стройный, легкий, словно взметнувшийся ввысь, - памятник ленинградским комсомольцам. Проект монумента недавно одобрен жюри конкурса, объявленного областным комитетом ВЛКСМ, ленинградскими отделениями Союза архитекторов и Союза советских художников. Первый тур этого смотра проходил осенью 1959 года; тогда из шестидесяти работ была отобрана половина. На прошлогоднем, втором туре шесть проектов премировали. Их авторы были допущены к участию в последнем, третьем туре. Заключительному заседанию жюри конкурса предшествовала выставка проектов, представленных на третий тур. Целую неделю знакомились с ними ленинградцы, собравшиеся затем на широкое обсуждение. Наиболее интересным был признан проект под условным названием «Несущий факел». Юношей, несущим людям факел - символ разума, света, дружбы, - представляют комсомол скульпторы В. Гордон, В. Тимошенко, архитектор О. Голынкин, художники О. Кузнецов и Н. Флоренская. Авторам поручено доработать проект, чтобы сооруженный по нему монумент стал достойным славных дел ленинградского комсомола.
В. Басов
Каких только мехов тут нет! Шкурки каракуля, белки, соболя, куницы, норки, горностая, лисицы... Ими были заполнены стеллажи всех выставочных залов ленинградского Дворца пушнины. Недавно здесь закончился 32-й международный пушной аукцион. В течение десяти дней бушевали страсти, устанавливались мировые цены на пушнину, завязывались деловые знакомства...... Все стихло, когда в руках у председателя Всесоюзного объединения «Союзпушнина» А. Каплина появился молоточек.
- Лот № 10! Первая цена - 74 цента! Кто больше? Удар молоточком... Еще один. Цены растут-растут страсти.... Иосио Ногучи, президент фирмы «Японское море», приехал в Ленинград впервые. Он сделал большие закупки беличьих шкурок и остался очень доволен первым днем пушного аукциона. С ним полностью солидарен представитель шведской пушной фирмы Ю. Френкель. Однако в отличие от своего японского коллеги он является «ветераном» ленинградских пушных аукционов: Френкель приезжал в нашу страну 32 раза...
- Из года в год увеличивается количество товаров, - сказал швед, - расширяется ассортимент, улучшается организация торговли. Одно лишь остается неизменным: отличное качество пушнины! Вместе с господином Френкелем на всех ленинградских аукционах постоянно, из года в год, бывают американец Зайдлер и англичанин Брей, француз Ревельон, представители крупнейшей англо-американской фирмы «Ариович». Около двухсот иностранных коммерсантов участвовало в нынешнем аукционе: присутствовать в те дни в Ленинграде считали за должное пушники всех стран земного шара.
- Этот аукцион юбилейный, - рассказал нам управляющий ленинградским отделением Всесоюзного объединения «Союзпушнина» Аркадий Николаевич Крючков. - Ровно тридцать лет назад, в июле 1931 года, проходил первый в нашем городе пушной аукцион. С тех пор они в Ленинграде стали прочной традицией. СССР занимает первое место по количеству и разнообразию пушных зверей, мех которых высоко ценится на мировом рынке. В этом году ассортимент продававшихся шкурок отличался от предыдущих лет своим богатством. Так, большим спросом пользовались шкурки белого каракуля, впервые представленные на мировом рынке. Хочется верить, что прошедший аукцион еще более укрепил международные торговые связи Советского Союза.
Дм. Юлин
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.