Как-то вечером, когда живительная прохлада выгнала обитателей самой большой в Асуане гостиницы, « Катаракт», из душных номеров на большую веранду, я разговорился с французом Пьером Лебоном. По его словам, он не первый год работает в Асуане и неплохо знает арабов. Закончив расспрашивать меня о новостях стройки высотной плотины, он вдруг отбросил обычную в таких случаях сдержанность и откровенно спросил:
- Почему арабы так тянутся к вашим русским инженерам и механикам?
Вместо ответа я рассказал ему историю молодого египетского паренька Абдерразика.
... Его полное имя и фамилия - Абдерразик Махмуд Мухаммед. Ему только что исполнилось девятнадцать. Но как много горя и лишений видел этот приветливый парень!
Абдерразик родился в маленьком городке Нага Хаммада, затерявшемся где-то в Верхнем Египте, недалеко от Кены. Работать начал с пяти лет. И кто бы ни пользовался его услугами: механик маленького гаража или хозяин лавчонки, - всюду Абдерразик был мальчиком на побегушках. А когда после трудного дня он, едва волоча ноги, возвращался домой, принесенных им припасов едва хватало на скудный ужин.
Абдерразику было всего семь лет, когда умер отец. Тогда вместо школы, в которую пошли некоторые из его сверстников, он поехал в Каир искать лучшей судьбы. Он провел в этом громадном городе все свое детство. Там же началась его юность. Но хорошая жизнь, о которой он так мечтал, мчалась мимо, а на его долю выпадали все новые и новые испытания.
Из Каира Абдерразик перебрался в Хелуаван, где устроился на строительство первого в стране металлургического комбината. И хотя он подрос и стал ловким, смышленым парнем, настоящей работы ему не доверяли. А следовательно, и платили мало.
Когда строительство закончилось, Абдерразику снова пришлось заняться поисками работы. Из Хелуавана он поехал в Асуан, где устроился на стройке, на этот раз завода азотных удобрений, которую ведет западногерманская фирма « Хохтиф».
В декабре прошлого года, когда весь город заговорил о только что прибывших сюда советских машинах, Абдерразик часами простаивал на причале, где шла их разгрузка. Как зачарованный, смотрел он на экскаваторы, на большие 25-тонные самосвалы. И совсем не потому, что до сих пор ему не приходилось видеть такие машины. Нет, перед его глазами их прошло немало - сначала английских, потом американских и, наконец, западногерманских. Но ведь новые машины были русские, советские, присланные на берега Нила настоящими друзьями!
Тогда-то и пришла Абдерразику в голову смелая мысль - попроситься к русским механикам в ученики и во что бы то ни стало уговорить их сделать из него, шутка ли подумать, машиниста крана! Того самого крана Одесского завода имени Январского восстания, который так легко вскидывает вверх тяжелые ящики и грузит их на едва успевающие подходить машины.
« Но возьмут ли?» - пронеслось в голове. Ведь все его попытки упросить западногерманских инженеров обучить его обращению хоть с какой-нибудь, пусть самой простой, машиной кончались ничем. « Но ведь то немцы, - тут же прогнал он занывшее, как больной зуб, сомнение, - а это русские» .
И Абдерразик решился. Срывающимся голосом он обратился к бывшему в то время на причале Георгию Ивановичу Сухареву, заместителю главного советского эксперта на строительстве высотной плотины, и одним духом выпалил ему свою просьбу.
Георгию Ивановичу понравился этот живой, любознательный парень в длинной полосатой галабии. Внимательно выслушав его, он пообещал помочь.
Через несколько дней все было улажено. Абдерразик без сожаления ушел с « Хохтифа», хоть там больше платили, и появился на первой железнодорожной станции строительства, где уже работал его будущий кран.
Рассказывая об успехах Абдерразика, его учитель Анатолий Иванович Травников не только похвалил юношу за старательность, но и выразил уверенность, что из него выйдет хороший рабочий.
Самого Абдерразика трудно узнать. Вместо галабии на нем замасленный комбинезон. В кабине крана он держится свободно и уверенно.
- Обязательно хочу стать мастером! - сказал Абдерразик, улыбаясь, - вот увидите, я им буду. Ведь мне помогают русские!
Его лицо тут же засветилось неподдельной радостью. Он по-настоящему счастлив.
Этот разговор проходил у того самого крана, на котором начал работать Абдерразик. Вокруг плотным кольцом стояли арабские рабочие: крановщики, грузчики, шоферы. Один из них, Анвар Аллям, обращаясь к Травникову, сказал:
- Верьте мне, старому рабочему, проработавшему не на одной большой стройке, что вы, русские, делаете великое дело. За свою длинную жизнь я еще не видел иностранцев, которые бы так охотно учили наших молодых ребят. А из них, - он показал на Абдерразика и Хусейна Бадави, тоже ученика Травникова, - выйдут мастера своего дела.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Заместитель министра и рабочий отвечают на вопросы «Смены»