Мне посчастливилось слышать Владимира Ильича Ленина на ряде съездов Советов, на съездах партии, на московских партийных конференциях.
Помню, как после своего выступления на митинге московского завода «Красный богатырь» Ленин предложил И. В. Русакову и мне подвезти нас до райкома на его машине (он знал нас как членов МК партии и работников Сокольнического района). По дороге Русаков рассказал Владимиру Ильичу, что на химико - фармацевтическом заводе большевики потерпели поражение на выборах в Московский Совет: меньшевики провалили кандидатуру Ленина и избрали Мартова. Владимир Ильич, к нашему удивлению, весело рассмеялся: как же это так, Ленина - и провалили! А потом, узнав, что я выступал на этом собрании по поручению райкома, стал расспрашивать меня, как проходило собрание, каким большинством голосов был избран Мартов и как реагировали рабочие на мое выступление. Владимир Ильич слушал серьезно, внимательно. Потом, обратившись к Русакову, объяснил ему, что он не прав: никакого поражения тут нет, скорее победа. Действительно, на собрание прибыл сам Мартов, избран он был не единогласно, нашего представителя - большевика слушали; как видно, рабочие колебались, и, безусловно, они скоро разберутся, что такое меньшевики, выгонят их и пойдут за большевиками.
Помню и другую встречу с Ильичем.
В 1920 - 1921 годах я был членом Коллегии Народного Комиссариата почт и телеграфов и работал в комиссии по учету проволоки. И вот однажды - звонов из секретариата Совнаркома. Мне сообщили, что Владимир Ильич вызывает меня завтра к 10 часам утра к себе для информации о состоянии запасов проволоки. Стыдно, но должен признаться, что я как - то растерялся: мне, молодому, еще недостаточно опытному работнику, нужно будет докладывать главе правительства, самому Ильичу!
Я провел бессонную ночь, готовя материалы к докладу. В кабинет Владимира Ильича я вошел робея, но все оказалось очень просто. Ленин встал из - за стола, встретил меня, предложил кресло, сам сел рядом и, улыбаясь, стал расспрашивать меня, как идет работа, какие трудности, в чем нужна помощь.
Я раскрыл свою папку и хотел было начать ему докладывать, но он, прикрывая папку рукой, предложил лишь ответить на некоторые интересующие его вопросы: как идет заготовка проволоки, не проявляют ли местничество отдельные губисполкомы в ее использовании. Владимир Ильич не только спрашивал. Он в то же время старался объяснить мне всю важность этого вопроса: проволока была крайне необходима и на фронте и в тылу.
Ленин говорил просто, непринужденно. По - видимому, он учитывал, что перед ним бывший рабочий, выдвиженец, молодой и еще не накопивший опыта государственной работы.
Вот таким - мудрым и в то же время простым - был для нас Ильич.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.