Ознакомьтесь с биографией

Марк Твен| опубликовано в номере №806, декабрь 1960
  • В закладки
  • Вставить в блог

Среди обширного литературного наследия Марка Твена сохранились произведения, никогда еще не печатавшиеся, а также такие, которые, появившись на страницах какой-нибудь американской газеты или журнала, ни в какие собрания сочинений писателя не вошли. К последним относится «Открытое письмо соотечественникам», написанное якобы от имени некоего политического дельца, вознамерившегося выставить свою кандидатуру в президенты США. Это «письмо» было опубликовано в газете «Канзас-Сити джорнэл» в июне 1879 года, и, несмотря на форму гротеска, таило весьма ясные намеки. Автор имел в виду реальный персонаж с сильно подмоченной репутацией - Джеймса Блейна, безуспешно баллотировавшегося в президенты в 1876 году и собиравшегося снова выставить свою кандидатуру на очередных выборах 1880 года. Подобным господам не раз доставалось от Твена. Не скрывая даже их имен и фамилий, в едкой, убийственной сатире писатель разоблачал их как проходимцев, вымогателей и воров, преследовавших одну-единственную цель - личное обогащение.

На русском языке «Открытое письмо соотечественникам» публикуется впервые.

В. Л.

Открытое письмо соотечественникам

Я почти окончательно решил баллотироваться в президенты. Нашей стране нужен прежде всего такой кандидат, которому уже не может повредить расследование его биографии: если партийные враги начнут копаться в его темном прошлом, пусть там не обнаружится никаких неприятных сюрпризов для широкой публики. Ведь если кандидата заранее знают с самой худшей стороны, тот, кто вздумает подкопаться под него, только сядет в лужу. Итак, я намерен выйти на политическую арену без личных тайн. Готов заранее признать все свои неблаговидные поступки, а если какая-нибудь комиссия конгресса пожелает рыться в моем прошлом в поисках новых примеров гнусных

проделок, которые якобы я утаил, - пускай поищет!

Чистосердечно заявляю, что зимой 1850 года я загнал на дерево моего дедушку. Он был стар и весь скрючен от ревматизма, и вряд ли можно было назвать его специалистом по части лазанья на деревья; но я со свойственной мне безжалостностью выгнал его ночью за дверь и, целясь из ружья, заставил вскарабкаться на старый клен, где он и просидел до утра с простреленными ногами. Я это сделал в наказание за то, что он храпел. И сделаю еще раз не колеблясь, если у меня заведется снова когда-нибудь дедушка. Я и сейчас такой же изверг, каким был в 1850 году.

Готов честно засвидетельствовать, что я дезертировал из армии северян во время битвы при Геттисберге. Мои дружки пытаются замазать этот факт, изображая его так, будто бы я, следуя примеру Вашингтона под Валлей-Форжем, побежал в лес молиться богу. Жалкая выдумка! Бежать-то я бежал, это правда, и прямехонько до тропика Рака, потому что трусил. Я думал о спасении родины, но все же предпочитал, чтобы ее спасали другие. И по сей день предпочитаю. Если для мыльного пузыря славы надобно понюхать порох, я готов постоять у пушечного жерла, но только с условием, чтобы пушку не заряжали. Если же окажется, что она заряжена, я во что бы то ни стало перемахну через забор и дам тягу...

По финансовым вопросам я придерживаюсь весьма решительных взглядов, хотя знаю, что среди приверженцев инфляции это, пожалуй, не будет способствовать моей популярности. Для меня нет существенной разницы между твердой золотой валютой и бумажными деньгами. Основной, важнейший принцип, которого я придерживаюсь всю жизнь, - это хватать любые деньги, какие только удается загрести.

Слухи о том, что я похоронил свою тетушку у себя в винограднике, достоверны. Винограднику нужно было удобрение, тетушку нужно было предать земле, вот я и приспособил покойницу для этой благой цели. Неужто это грозит испортить мои шансы на избрание президентом?

В конституции нашего государства на сей счет ничего не сказано. Ни одному гражданину нашей страны не был сделан отвод при выдвижении его кандидатуры в президенты по той причине, что он удобрял виноградник останками своих усопших родственников. Почему же должен я стать первой жертвой столь нелепого предрассудка?

Признаюсь также, что я не являюсь другом бедных. При нынешнем положении я считаю бедняков сырьем, которое пропадает совершенно зря. А если их рубить на куски и консервировать по всем правилам, ими можно подкармливать жителей Острова людоедов и, кстати, способствовать нашей экспортной торговле с заморскими странами. Я намерен рекомендовать принятие соответствующего закона в своем первом президентском послании конгрессу. Моя избирательная кампания будет проводиться под лозунгом «Порубим рабочую бедноту на колбасу!»

Ну вот, пожалуй, все наиболее неприглядные факты из моей биографии. Поведав вам это, мои соотечественники, прошу любить и жаловать. Если же я не угоден моей стране, что ж пойду обратно, откуда пришел. Но я рекомендую вам себя как человека надежного, который вступает на это поприще уже абсолютно растленным и полон решимости оставаться негодяем до конца.

Перевод с английского В. Лимановской.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены