Мистеру Полю Е. Пипу. 42-я стрит, 36, Нью-Йорк, США.
Господин Пип!
Нас несколько озадачила Ваша просьба. Вы хотите, чтобы мы дали оценку статье небезызвестного Чарльза Кленча, который оставил после себя в Советском Союзе столь, недобрую память. Представьте себе, что Вас оскорбил на улице хулиган, а посторонний наблюдатель подошел и спросил, правильно ли Вас оскорбили. Что бы Вы ему ответили?
Но нам хочется верить, что Вами руководило благородное желание сказать правду американским читателям. И не организация печатной дуэли в духе «холодной войны», а откровенный разговор, тема которого жизнь советского молодого человека, - цель Вашего письма.
Именно поэтому мы Вам и отвечаем.
Итак, статья Кленча называется «Молодой человек о Москве». Но речь в ней идет скорее не о советской столице, а о самом молодом человеке.
Кленч начинает свое «повествование» так:
«Среди моих новых друзей, с которыми я пьянствовал в одном из многочисленных роскошных ресторанов Нью-Йорка, во время деловых встреч, в экспрессе, бешено мчащемся мимо живописных окрестностей Весчестера (я там живу сейчас), всякий раз обнаружится человек, который знает, что я недавно вернулся из России.
Сразу же возникает оживленный разговор... Я неизменно слышу: «Что же в действительности представляет собой эта страна? Как там живет и работает парень, занимающий такое же положение, как и я?»
«...занимающий такое же положение, как и я!» Если Кленча спросит молодой рабочий, или парень с фермы, или студент, или юная преподавательница, только что окончившая колледж, или младший научный сотрудник какого-нибудь научно -исследовательского учреждения, - они не найдут ответа: речь у Кленча сводится к «типичному советскому младшему служащему».
В подзаголовке к своей статье Кленч клянется, что будет сообщать факты. Так прямо и написано: «facts». Поэтому он старается быть, вернее, выглядеть, документально точным:
«...я часто вспоминаю одного своего знакомого - жизнерадостного холостяка Сергея Алексеевича Петрова, широкоплечего, коренастого парня с темно-русыми волосами и привлекательным, открытым лицом. В свои 28 лет Сергей - прогрессирующий служащий Министерства внешней торговли... Он коллекционирует магнитофонные записи, джазовую музыку и с увлечением читает английские и американские детективы... Отец Сергея, Алексей Борисович Петров, родился в деревушке неподалеку от Ростова-на-Дону, в 1918 году он присоединился к красным... Во время гражданской войны дослужился до сержанта, а после нее проявил свой талант активного партийного работника... Работая в Харькове, он женился на дочери одного из советских офицеров и был на пути к свершению великих целей, но в 1931 году у них родился сын Сергей, а спустя 4 года семья переехала в Москву, где отец Сергея получил должность в Комиссариате внешней торговли... Отец Сергея помог сыну устроиться в один из высших привилегированных вузов страны - Институт внешней торговли. После пяти лет занятий экономикой, международными делами,
историей, марксизмом и английским языком Сергей в 1953 году получил место стажера в Министерстве внешней торговли... Ближайшие друзья Сергея - Анатолий Адрианов и Леонид Кузнецов. Сейчас Адрианов - один из ведущих журналистов газеты «Вечерняя Москва»...»
Кленч настолько нескромен, что изложил даже интимную жизнь своего героя. Оказывается, тот встречался с двумя девушками одновременно - с Еленой Федоровой и Натальей Осиновой. Первая - дочь ответственного работника Министерства электростанций. «Она остроумна и весела, у нее острый взгляд на моды, живет на Котельнической набережной. Она была одна из первых, кто, посмотрев в августе 1959 года «Бабетта идет на войну», стала одеваться и причесываться а-ля Брижит и купаться в Серебряном бору в современном купальном костюме - «бикини».
Вторая девушка - Наташа Осипова, 25 лет, мила и умна, преподает английский язык в средней школе. Отец ее работает на кондитерской фабрике «Красный Октябрь»...»
Словом, Кленч сделал все, чтобы американские читатели поверили в существование Сергея Петрова и его друзей. Но, как говорят, факты - вещь упрямая. И мы должны сообщить настоящие факты.
Дело в том, что Сергей Петров - лицо вымышленное. Не существует и его отца. В газете «Вечерняя Москва» нет и не было «ведущего журналиста» Анатолия Адрианова. Выдуманы и Леонид Кузнецов, и Елена Федорова, и Наталья Осипова.
К такому выводу можно было бы прийти, внимательно прочитав статью. Но доказательства ради пришлось наводить справки в Центральном адресном бюро, побывать в Министерстве внешней торговли, в паспортном столе столицы, в «Вечерней Москве».
Достаточно пристально вглядеться в один, другой, третий абзацы статьи, чтобы убедиться, что Кленч обманул не только американского читателя, но и редакцию «Наджэт».
Известно, что в марте 1957 года за грубое нарушение норм поведения иностранному «корреспонденту» Кленчу предложили покинуть пределы Советского Союза. И он сразу уехал. Это факт, не требующий доказательств. Кстати, об этом много писали в Америке, в частности в «Эдитор энд Паблишер» («Редактор и издатель»).
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.