Соперник ветра

А Салуцкий| опубликовано в номере №804, ноябрь 1960
  • В закладки
  • Вставить в блог

Хорошая традиция подобна сжатой пружине, которая одним концом упирается в прошлое, а другим - в настоящее. Она не дает пятиться назад. Она все время толкает вперед.

И в трудные минуты эта пружина здорово помогала Петру. Не позволяла ему уронить славу советского спорта, славу братьев Знаменских, славу Владимира Казанцева, славу Владимира Куца. На римском «Стадио Олимпико» эта пружина бросила его вперед за 800 метров до финиша - в невиданный для стайеров-десятитысячников спурт.

Никогда еще с ним не случалось такого! Четыреста метров - вот его норма. Именно на последнем круге успевал он обычно вырвать победу. Именно здесь был у него рассчитан каждый шаг, каждый метр. Что ни говорите, а силы растрачены на 24 предыдущих круга, и к тому, что осталось, приходилось относиться особенно бережно.

Однако на этот раз было не до расчетов. График бега был уже сломан. Петр все равно не знал, сколько сил осталось в запасе. Он должен был рискнуть.

И Болотников рискнул...

За последние годы на легкоатлетическом небосклоне, где раньше так ярко сияли целые созвездия американских имен, произошли серьезные изменения. В США молодой спортсмен, хотя бы раз показавший отличный результат, наделяется десятками различных прозвищ, утверждающих одно: «Ты сверхчеловек». «Сверхчеловек» привыкает отталкиваться от почвы постоянных восхвалений и теряет опору там, где победу надо вырывать боем. Он теряет способность бороться и, попав в атмосферу настоящей борьбы, сгорает. «Звезды» не получается. Получается лишь «метеор» - мелькнул в небе и исчез...

И пока мелькали эти американские «метеоры», главным светилом на легкоатлетическом небосклоне становились советские спортсмены. Вокруг них не было сверхъестественного ореола. Это были скромные советские труженики, которые предпочитали лишний час потренироваться, чем давать интервью о будущих великих победах.

Именно таким был Петр! Еще в начале своего спортивного пути он почувствовал, что радость побед познается через горечь поражений. И потому не переставал работать над собой. Большой успех пришел неожиданно: на I Спартакиаде народов СССР он выполнил норму мастера спорта и сразу попал в олимпийскую сборную. Теперь он был рядом со своим кумиром - Владимиром Куцем. И где-то в самых сокровенных тайниках души начала зарождаться у Петра мечта - победить Куца!

Болотников начал изучать своего соперника. Вдумывался в его тактику резких рывков. Следил за каждым выступлением, за методикой тренировок. Приучал себя к Куцу. И вот тренировочный сбор в Ташкенте перед Мельбурнской олимпиадой. Обычно Болотников тренировался на мягком грунте, в лесу, на стадионе. Но тут кто-то посоветовал ему принять участие в контрольном забеге марафонцев на 20 километров по шоссе.

Старт... И финиш... Бежалось легко. Первым разорвал ленточку, пробежал по инерции несколько метров и едва перешел на шаг, как сразу почувствовал боль в голеностопе.

Врач признал воспаление малой берцовой надкостницы. Асфальт сыграл роковую роль.

На Мельбурнской олимпиаде пришлось довольствоваться ролью зрителя. Посмотрел Болотников на триумфальный бег Владимира Куца. От души порадовался за товарища... Решил, вернувшись на родину, бросить спорт. Но только заикнулся об этом в своем родном «Спартаке», как сразу понял: не может он подвести товарищей. Друзья не дали Петру уйти с беговой дорожки!...

И снова начались упорные тренировки. В 1957 году Болотников завоевал первую в своей жизни золотую медаль, да к тому же в международных соревнованиях фестиваля! С этого момента он всерьез начал «пристрелку» к Куцу.

И вот первенство страны 1957 года. Куц верен себе. Быстрый старт. Высокий темп. Рывки. У Петра одна задача - не отстать! Бежит и твердит про себя: «Не потерять контакт! Удержаться до последней прямой!» А на последней стометровке он должен выиграть: у Куца абсолютная скорость меньше. Но как далеко до последней прямой! И вот уже не различишь темных пятен пота на красной майке Куца. Но нет, сегодня Петр не даст сопернику оторваться!

И снова бежит «тандем» лучших бегунов Советского Союза. Держись, Петр! Еще рывок.

И так до конца. Так все 9 900 метров.

А потом?.. Потом сбылась мечта. Петр так оробел и растерялся от этого, что никак не мог взобраться на верхнюю ступеньку пьедестала почета. Да и неудобно было как-то. Выходит, обманул он: все время бежал вторым и вдруг выиграл. В этот момент чья-то рука поддержала его. Куц помог победителю:

- Становись, Петр. Ты чемпион!... Пришли большие победы. Но по-прежнему

так же тренировался Петр, так же совершенствовал тактику. Теперь уже не тактику Куца, а свою собственную. Отказался Петр от резких рывков на дистанции. Берег силы для последних 400 метров. У него появлялся свой почерк.

И только начал было Болотников привыкать к успехам, как стал участником матча СССР - США. И потерпел серьезное поражение. Пришел к финишу четвертым, последним. Так было обидно и горько, что снова смалодушничал. Опять решил было расстаться с гаревой дорожкой. На этот раз выручил случай.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены