Светла и радостна золотая осень в Ереване. С Араратской долины, окаймленной серебристым поясом Аракса, дует теплый ветерок, а в ущелье Раздан бурлит Зангу, принося с высокогорного озера Севан прохладную свежесть ноября.
Неповторимы в ярком осеннем обрамлении тополей и лип прямые, как стрелы, проспекты и улицы армянской столицы. Радугой переливается под солнцем чудо камень туф. В Ереване есть дома из красного, розового, кремового, серого, черного туфа. Поэтому улицы всегда яркие, праздничные.
По вечерам город залит огнями. Огненно-красная цифра «40» сверкает в небе, освещает контуры легендарного Арарата, высится над площадью Ленина. Она как бы сияет над городами, поселками и селениями республики, отмечающей 29 ноября свое славное сорокалетие.
В центре Еревана раскинулся парк Коммунаров, бывший Английский сад. В его аллеях цветут пунцовые розы. Говорят, что они не вянут почти до самого снега, ибо взращены на крови борцов, отдавших жизнь за свободу Армении.
«Разреши, на прощанье, дорогой товарищ, войти мне в хижину твоих старых родителей и передать им алое знамя, символ торжества коммунизма, за которое ты доблестно погиб в неравной борьбе. Ты не дождался, но близок тот час, когда красная звезда яркими, радостными лучами засветит над всем миром и когда на могилах наших народных страдальцев расцветут пунцовые розы...»
Эти взволнованные слова из некролога, посвященного геройской смерти одного из виднейших борцов за власть Советов в Закавказье, Петра Арвеладзе, целиком можно отнести и к тем его соратникам в Армении, которые отдали свои жизни за светлое сегодня и покоятся сейчас в окружении пунцовых роз и багряной листвы в парке Коммунаров.
Над братской могилой надпись: «Степан Аллавердян, Баграт Гарибджанян, Саркис Мусаелян». Кто они?
В моих руках пожелтевшие от времени архивные документы: жандармские донесения, большевистские листовки, брошюры, семейные фотографии. Они помогают воссоздать образы этих пламенных патриотов, верных сынов партии коммунистов.
Старший из них - Степан Аллавердян - включился в революционную борьбу, еще будучи школьником. Большевистский работник в Тифлисе и Сарикамыше, пламенный агитатор в войсках царского правительства, а после Февральской революции руководитель уездной большевистской организации - вот вехи его биографии. Меньшевистское правительство Грузии выслало Аллавердяна в Армению, где он становится одним из основателей Коммунистической партии Армении. Выдающийся оратор и организатор, один из руководителей майского восстания против далшакского режима, Степан Аллавердян заявил палачам:
- Помните, дело революции не умрет. Рабочие и крестьяне Армении станут у власти и отомстят.
Вместе с Аллавердяном был расстрелян коммунист Саркис Мусаелян. Командуя ранее бронепоездом в войсках дашнаков, он не мог примириться с жестокостью и предательством дашнаков - прислужников иностранных империалистов. Он безоговорочно переходит на сторону революционного народа, на сторону Коммунистической партии. На увещевания контрреволюционного генерала Гамазова молодой Саркис Мусаелян ответил:
- Не пытайтесь повернуть вспять колесо истории, ваша песенка спета. Лишь русский революционный пролетариат может спасти армянский трудовой народ. И этот народ - против вас.
И третий. Баграт Гарибджанян... Верный сын революции произнес перед казнью слова, ставшие символическими:
- Сейчас вы нас расстреляете. Земля Армении обагрится нашей кровью и станет красной. Не забудьте этих моих слов: Армения станет красной, советской. Да здравствует Советская Армения!
Я сижу в квартире семьи Баграта Гариб-джаняна на одной из оживленных улиц Еревана и слушаю рассказ о жизни и смерти человека, над могилой которого цветут пунцовые розы. За столом жена и подруга героя-революционера, помогавшая ему в подполье, ныне персональная пенсионерка Арменуи Седраковна, его сестра-старая большевичка Сирануш Бегляровна, дочь - научный работник Офелия Багратовна, сын Георгий, ныне профессор, заведующий кафедрой марксизма-ленинизма одного из ереванских вузов, внучки и внуки, среди которых двое носят славное имя деда, жизнь которого оборвалась в тридцать лет.
... Если видишь человека
С поблекшим лицом, в старой одежде.
Со свертком книг в худой руке.
Со склоненной на грудь головой,
Знай, что это бедный учитель...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.