СУЕТЕНКО. Буду очень рад.
СМЕНА. Тогда мы сегодня же вылетаем к вам.
СУЕТЕНКО. Жду.
СМЕНА. До свидания, Александр Семенович, до завтра.
СУЕТЕНКО. До завтра.
Ташкент. Улица Кафанова, 56. Деревянный дом с верандой, увитой прошлогодней, увядшей зеленью. Много солнца, ласкового, уже по-весеннему щедрого.
На крыльце нас встречает высокий седой человек в спортивном костюме.
Мы смотрим на него и думаем: «Где же его видели? Мы его видели - это совершенно ясно. Но где же? Где? Стоп! Красная площадь. Трое с фотоаппаратами около трибуны, с которой выступает Ильич... Один из них - высокий, в кожаной куртке и папахе - чем-то удивительно напоминает встретившего нас Суетенко. Неужели?..»
Здороваемся с Александром Семеновичем и спрашиваем его:
- Скажите, а вы в тот день, сорок два года тому назад, на Красной площади были в папахе и кожаной куртке?
Минута молчания. Потом Александр Семенович выносит из соседней комнаты шкатулку и неторопливо перебирает лежащие там фотографии. Протягивает нам одну из них.
- Вот каким я тогда был, - улыбаясь, говорит Суетенко.
Похож! Он, тот самый! Тот, которого мы видели на снимке.
- Подождите, подождите. - вдруг спрашивает Александр Семенович, - а откуда вам известно, как я был тогда одет?
Мы рассказываем товарищу Суетенко о снимке, который нам показали в ИМЛ. Он внимательно слушает нас, а потом достает из шкатулки еще несколько фотографий и негативов и осторожно кладет их рядком на стол.
- Вот, - тихо говорит он, - смотрите. Все это я фотографировал в тот же день.
Среди снимков, сделанных Александром Семеновичем Суетенко на Красной площади 7 ноября 1918 года, мы с волнением и радостью обнаружили еще две фотографии Владимира Ильича Ленина, нигде и никогда до этого не публиковавшиеся.
Александр Семенович снова уходит в другую комнату и возвращается с маленьким «Кодаком». Кладет его на стол, возле негативов, и поясняет:
- Этим вот аппаратом я Ильича нашего фотографировал...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Письмо из Днепродзержинска