Им принадлежит будущее театра

О Радищева| опубликовано в номере №830, декабрь 1961
  • В закладки
  • Вставить в блог

За последние годы во всех московских театрах открылась «зеленая улица» для молодежи. Ей переданы ответственные роли старого репертуара, поручены главные роли в новых постановках. Сама жизнь подсказала необходимость разобраться во всех этих работах, тем более, что последний смотр творчества театральной молодежи происходил семь лет назад. И вот недавно в Москве состоялся новый смотр творческой молодежи театров, посвященный XXII съезду партии. В нем приняло участие около трехсот человек - цифра, говорящая сама за себя. Нам хотелось бы рассказать вам обо всех: о певцах, режиссерах, художниках, актерах оперетты и драматического театра. Но границы журнальных полос вынуждают выбрать всего несколько человек. Мы представляем вам актеров драмы. Их шестеро. Возможно, что с кем-то из них вы уже знакомы по кинофильмам, а может быть, и по спектаклям.

НИКИТА ПОДГОРНЫЙ получил первую премию. Несомненно. что его творческая стихия - театр, хотя он и интересно снялся в роли Гани Иволгина в фильме «Идиот». И все же только театр с его особой атмосферой! Долгие репетиции по утрам, когда при свете дежурных ламп на старой, пахнущей клеем и красками сцене Малого театра, где работает Подгорный, можно искать точные характеристики, придумывать выразительные детали. А вечерами облачаться в театральный костюм, гримироваться и всякий раз выходить новым человеком: благородным и пылким Сергеем Александровичем в «Селе Степанчико-ве», глупейшим и пошлым прожектером Боркиным в «Иванове» или дряхлым генералом в «Ярмарке тщеславия». Как далеки от нас эти люди! Но Подгорный знает, какими они были, как носили свои теперь вышедшие из моды костюмы, что любили и что ненавидели. какое место занимали среди людей своей эпохи. Он и зрителей заставляет поверить в достоверность этих отдаленных от нашего времени героев. А современники? Их внутренний мир понятен и близок актеру. Вот герой инсценировки «Когда горит сердце», по роману Кина, Безайс. Он, конечно, не вполне современник Подгорного. Безайс-современник лишь по духу. Зато Угис из «Лета младшего брата» и Николай из «Карточного домика» - герои. живущие сегодня где-то рядом. У Подгорного они на первый взгляд кажутся смешными неудачниками. Но за этой обманчивой внешностью скрываются большие правдоискатели, ненавидящие равнодушие и фальшь. Тема беспокойных поисков своего дела в жизни объединяет этих героев. Если посмотреть на образы, созданные Подгорным, становится ясен размах его актерского дарования: от характерных фигур и психологических типов прошлого до страстных, ищущих героев современности.

НИНА ГУЛЯЕВА - тоже одна из счастливых обладательниц первой премии. Она своеобразный человек в искусстве. В старом театре ее бы назвали «травести», что означает: актриса на роли детей и подростков. У Гуляевой действительно все данные травести. Но, может быть, потому, что она работает в Художественном театре, а в нем, как известно, с первых дней существования были отменены амплуа, она смогла расширить границы собственных возможностей. Гуляева с успехом играла и детей: Майю в «Платоне Кречете», Сережу в «Анне Карениной», Эсси в «Ученике дьявола», Аллочку в «Дороге через Сокольники». Но вот наконец появились две долгожданные роли: Даша в «Битве в пути» и Настя Ковшова в фильме «В степной тиши». И в них по-новому раскрылось своеобразное сценическое дарование Нины Гуляевой. В этих ролях актриса стала полноправным художником. Перед ней открылась возможность работать над глубоким драматургическим материалом, позволяющим много-планово раскрывать внутренний мир, индивидуальные приметы тоненькой, пугливой Даши и отчаянной в своем упрямстве агрономши Насти, вносящей предложения наперекор большим начальственным дядям. Пока только два образа. Но решительный шаг сделан, право завоевано и открыта дорога для новых экспериментов.

ВАЛЕНТИНА ТАЛЫЗИНА и ИЯ САВВИНА работают в одном театре - в Театре имени Моссовета, но пришли в него разными путями. Эта разница биографий выразилась в разнице их творческих почерков. Валентина Талызина родилась в Сибири. У нее вкус ко всему на-родному, сочному, непременно сильному. Да она и сама такая актриса: любит характерное, широкое, определенное на сцене. Если жизнерадостность, то захватывающая, с пафосом; если горе, то со слезами. Талызина поступила в ГИТИС из самодеятельности. Другой любви, чем театр, для нее не существовало со школьных лет. Ей пришлось много работать над голосом и пластикой. над тем, чтобы ее драматическое дарование могло свободно раскрываться в ролях. Все ее героини во многом автобиографичны, хотя и представляют собой лиц с разными характерами. Общее у них одно: они умеют добиваться цели, любят до страстности свое дело, в них бьется та же жизнеутверждающая творческая жилка, как и в самой их создательнице. Эти черты отличают ее Тоню в «Суровой любви». девчонку, только что вступившую в самостоятельную жизнь, в которой, по ее мнению, непременно нужно совершить подвиг; и Дашу в «Битве в пути» с ее неистребимой жаждой созидания, скрывающейся за скромной, неказистой внешностью; и Валю в «Первом свидании». Многие уже успели узнать и полюбить Ию Саввину-киноактрису. Ее участие в «Даме с собачкой» и «Кроткой» не прошло бесследно для зрителей. Актриса подкупает тонким внутренним психологизмом и умением передавать стиль эпохи. Вспомните ее Кроткую. Сколько бессловесного презрения появляется на ее усмехающихся губах, когда она, гонимая нищетой, вышла замуж за ростовщика и теперь вынуждена жить и кормиться от великодушия угрюмого супруга. Нужда и оскорбленная гордость кричат в ее немигающих глазах. Еще будучи студенткой факультета журналистики МГУ, Ия Саввина с большим успехом играла Лиду Матисову из «Такой любви» в Студенческом театре университета. Театр имени Моссовета сумел использовать в Саввиной ее сильные стороны: стремление к передаче психологии, эмоциональную выразительность образа. Ей поручили роль Норы в одноименной драме Ибсена - одну из лучших ролей классического репертуара. Итак, Театр имени Моссовета можно поздравить с двумя актри-сами, олицетворяющими полярные точки в искусстве: современность и классику, характерность и настроение. Обеим на смотре присуждены вторые премии.

ВИТАЛИЙ КОНЯЕВ и АЛЕКСЕЙ ЭЙБОЖЕНКО-братья по театральной колыбели. Оба окончили театральное училище имени Щепкина. Дальше пути их разошлись: Коняев играет на сцене Малого театра, Эйбоженко - в Театре драмы и комедии. Сейчас пути их снова сошлись, разумеется, лишь в известной степени - на смотре молодежи они получили по третьей премии. К третьей премии нередко относятся с огорчением, когда думают об успехе и личной славе. На самом же деле третья премия - хороший результат в настоящем и большая заявка на будущее. И это особенно справедливо, если посмотреть, что делают в искусстве Ко-няев и Эйбоженко. Виталия Коняева запомнили все, кто видел кинокартину «Чистое небо». Не забывается его Петя с открытым лицом, какими-то детскими ресницами и неожиданной мужественной любовью. Образ Пети, получившийся глубоко психологическим, потребовал настоящего творчества и отказа от принципа типажности, по которому Коняева иногда используют в театре, поручая ему такую роль, как Сережа в «Песне о ветре» - схематичного положительного героя, хотя он гораздо интереснее проявляет себя в характерной роли Ви-доплясова («Село Степанчиково»). Алексей Эйбоженко в своей еще короткой профессиональной жизни встретился с двумя выдающимися актрисами советского театра: Верой Николаевной Пашенной и Серафимой Германовной Бирман. Пашенная руководила его воспитанием в студенческие годы, Бирман выступила режиссером спектакля «Четверо под одной крышей», где Эйбоженко играет роль аспиранта Севы. Это были две интересные встречи в искусстве, ставшие для молодого актера по-настоящему творческими. Они привили ему любовь к подлинной театральной выразительности и острой сценической форме. Этими качествами отмечена его лучшая работа в театре - Шут короля в романтической пьесе венгерского драматурга Ёне Хел-таи «Немой рыцарь». Роль Шута в числе других ролей была выдвинута на смотр и принесла Эйбоженко заслуженную победу. Его Шут предстал колоритным народным типом, решенным в традициях исполнения подобных ролей с их лукавым подтекстом и яркой театральностью воплощения.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены