В конце прошлого года корреспондент нашего журнала побывал на сооружении электрифицированной дороги Москва-Иркутск. На одном из участков этого грандиозного строительства он познакомился с бригадиром Евгением Григорьевым, возглавлявшим передовую бригаду монтажников ком-сомольско-молодежного электромонтажного поезда № 708. Об этом пареньке, о его большой и светлой мечте рассказывалось в «Смене» № 22 за 1960 год. И вот из Сибири в редакцию пришло трагическое известие: Женя Григорьев погиб. Погиб от руки хулиганов, напавших на него из-за угла. Мы получили письмо, подписанное 102 строителями электрифицированной дороги, в котором сообщается: «Уважаемая редакция «Смены»! Мы обращаемся к вам от имени нашего тысячного комсомольско-молодежного коллектива поезда № 708. В марте текущего года двое бандитов на станции Петухово зверски убили комсомольца Евгения Григорьева. Эти подонки не только лишили жизни нашего товарища, но и глумились над его телом. В ту же ночь бандитов поймали, затем судили. Но Курганский областной суд, по нашему мнению, вынес неправильное решение, присудив извергов к слишком мягкой мере наказания (один получил 15, другой - 5 лет лишения свободы). Обосновывая свое решение, судебная коллегия Курганского областного суда ссылалась на то, что убийцы Кулешов и Козлов молоды, ранее не судились, воспитывались без родителей. Но почему суд не учел, как рос, воспитывался, жил и работал Женя Григорьев? Мы посылаем вам дневники Жени Григорьева, просим опубликовать их в «Смене». Пусть все читатели узнают, какой замечательный это был человек. Мы требуем пересмотреть приговор Курганского областного суда. Бандитам нет места среди советских людей! Они носят с собой нож, чтобы убивать, они не хотят заниматься общественно полезным трудом. Они сознательно мешают нам жить и строить. Поэтому от таких извергов надо избавляться. Коллектив ЭМП-708 требует вынести преступникам смертный приговор!»
30 ноября 1958 года Сейчас мне 21 год. Можно сказать, что почти треть жизни я уже прожил. А что я сделал полезного для общества? Ничего. Я только готовился это делать, я только начал работать. Как-то незаметно прошли мои детство и юность. Когда мне было 11 лет, умер отец. Все заботы о нас троих легли на мать. Трудное было время. С тринадцати лет мне пришлось начать работать в колхозе, чтобы хоть немного помочь матери. Зимой - в школе, летом - в поле. Так продолжалось несколько лет. После окончания семилетки хотел поступить в горнометаллургический техникум, но провалился на экзаменах по математике. Следующий год проработал на пункте «Заготзерно», а потом пошел снова учиться - в 8-й класс. С аттестатом зрелости поехал в Ленинград, в военно-морское училище, но врачи по состоянию здоровья даже к экзаменам не допустили: сказалось пережитое и перенесенное в детстве. Пришлось снова вернуться домой. Тут приехал старый друг Виктор и предложил мне учиться в Семипалатинском техническом училище. И вот техническое училище позади. Я монтер контактной сети 5-го разряда. Направление - в электромонтажный поезд № 708. Наш поезд занимается электрификацией Восточно-Сибирской железной дороги. 1 декабря 1958 года Весь день были заняты передислокацией: переездом с одной станции на другую. Сей-час уже вечер. Читаю книгу «Шаги поколения». Очень понравился очерк «Наташа». Я его прочитал с большим вниманием. Сама Наташа мне очень понравилась. Какой сильный человек! Окончила университет, отказалась от предложенного места в аспирантуре и уехала в глухой городок работать учительницей. Аспирантуру же закончила заочно. А потом ее перевели в горком партии. Когда автор очерка А. Аграновский спросил ее, жалеет ли она, что ушла из школы, то Наташа ответила, что, с одной стороны, конечно, жалко, а с другой - работа в горкоме ей очень нравится, так как постоянно чувствуешь, что всегда нужна людям. Наташа защищала диссертацию о «Мещанском счастье» Помяловского. А я его даже не читал. Нужно обязательно прочесть! Особенно мне понравились приведенные в конце очерка слова Николая Островского: «Жить надо Дерзко, смело, красиво. И к черту сопливых нытиков... Кто не горит, тот коптит. Да здравствует пламя жизни!» Здорово и очень верно! 6 декабря 1958 года Вчера в 7 час. 10 мин. отправились мы из Суховской. На станцию пришли суховские девчата и пели песни. Хорошо пели. И мне почему-то стало грустно уезжать отсюда-Когда проезжали Ангарск, я все стоял в тамбуре вагона и все смотрел и смотрел на эти удивительно красивые места... Сейчас мне очень хочется работать, притом работать творчески, так, чтобы не только руки, но и голова работала на полную нагрузку. 8 декабря 1958 года Живем в вагонах. Порой не хватает уюта и домашнего тепла. Так хочется иногда перенестись домой и посмотреть, как там все наши поживают. Иной раз нас спрашивают: а не трудно ли нам, монтерам? Что скрывать? Бывает трудно, и даже очень. Но все мы живем и работаем для будущего, учимся преодолевать трудности. Не так уж проста эта школа жизни! 11 декабря 1958 года Сегодня я сделал на лейтере оригинальный тормоз. Ребята одобрили его. Но мастер Сальников велел убрать его. Он сказал, что лейтер от этого может перевернуться, хотя мы тормоз не один раз испытали и все было в порядке. Мастер предупредил, что не выпустит наш лейтер на перегон, если не уберем тормоз. Вот она, «радушная» поддержка рационализаторства! Но мы все-таки докажем, что такой тормоз нужен и полезен на лейтере. Пока работал над тормозом, понял, как я мало еще знаю. В голову приходит много интересных идей, а вот выразить на бумаге правильно и грамотно, так, чтобы все поняли, не могу. Нужно учиться, стать инженером-механиком. 12 декабря 1958 года После работы занялся чертежами: пришла интересная мысль о переделке фиксаторной стойки. Зашел Саня Аношин, посмотрел, одобрил, а потом сказал: «Ты бы придумал секционник...» Я долго думал над его словами. И вот в полвторого ночи мне показалось, что решение найдено. Ура! 21 декабря 1958 года Вышло, что я заново изобрел велосипед. Сегодня узнал, что такой секционник, который я «изобрел», уже давно придумали, но он мало применяется из-за дороговизны изготовления. Вот тебе и изобретатель! Нет, надо обязательно учиться, обязательно! 6 января 1959 года Сегодня придумал новую распорку. С вечера потух свет и долго не загорался. Я лег спать: не люблю сидеть в темноте, - но заснуть не мог. Пошел погулять, а в голове все прикидывал: как бы лучше изготовить распорку. Когда свет зажегся, я сделал чертеж этой распорки. Пропотел до четырех утра, а все-таки закончил. На улице холодно. Минус 41°. Как завтра работать будем? Послал в газету «Советская молодежь» стихотворение «Над путями» и письмо. Интересно, что ответят? 11 января 1959 года Сегодня закончил два рационализаторских предложения. Первое - это реконструкция несущего троса, второе - шарнирный кронштейн для минусового фиксатора. Завтра хочу передать в контору. Музыкальная передача о Моцарте заставила отложить чертежи. Читал диктор Осип Тверской. Так хорошо читал! Много мыслей вызвала у меня эта передача. Мне самому захотелось прожить такую же жизнь. Замечательная передача! Как хорошо, что у нас есть радио! От него становится как-то теплее на душе, уютнее. 16 января 1959 года Сегодня был на профсоюзной конференции нашего поезда на ст. Зима. Выступал последним. Ивана Ивановича, прораба, раскритиковал при всех. Председатель дважды напоминал мне, что время кончилось, но люди требовали, чтобы я продолжал. И я говорил. Сказал про то, что на работу ездим кто как сумеет, часто приходится отправляться на попутных товарных поездах. Потом меня избрали в местный комитет. Иван Иванович сейчас страшно зол на меня за критику. Он жаловался своему другу, что мое выступление может отразиться на его карьере. Правильно! Нам карьеристов не нужно. Я нисколько его не боюсь. Я выступал делегатом всего прорабского пункта и защищал общие интересы. Он думал, что я и голоса не подам, а вышло наоборот. Просчитались, уважаемый Иван Иванович! 22 января 1959 года Вчера взял в библиотеке книгу «Вопросы ленинизма» Сталина. Хочу готовиться к вступлению в партию. Сегодня в наш вагон заходил новый председатель МК профсоюза и с ним начальник отдела кадров поезда. Сопровождавшая их комендантша сказала про меня: «Здесь живет «министр», который хочет, чтобы их на работу в комфортабельных вагонах возили». И чего она лезет не в свои дела? Да, чуть не забыл: вчера получили письмо из «Гудка». Пишут, что наше письмо направлено в трест начальнику тов. Логуа (писали мы об Иване Ивановиче). 25 января 1959 года Из отпуска вернулся бригадир Коля Ильинчик. Из дома привез бутылку самогона - «для пробы». Я тоже попробовал. Настоящая отрава, и чего люди в ней находят? Полночи не могу уснуть, все пью воду и отплевываюсь. Нет, надо навсегда покончить с выпивкой, даже с такой вот, стограммовой. Сколько драгоценных минут жизни портят эти проклятые граммы! 31 января 1959 года Сегодня особенно хорошо работалось. Погода была теплой, руки от соприкосновения с металлом не мерзли. Все-таки хорошая профессия монтажника! Первая весна в Сибири останется в моей памяти такой же теплой, как сегодняшний день. 10 февраля 1959 года Только что вернулся с танцев. Вообще-то ходить туда не хотелось. Но ребята уговорили. Пошел вместе с ними. По дороге разговорился с Иваном Шимченко. Мнения у нас сошлись: мы здесь как-то отвыкли от девушек. Раньше, например, в Семипалатинске, все мы с огромным удовольствием ходили на танцы, знакомились с девушками, а тут что-то и желания такого нет. Или, может быть, мы тут просто стали взрослее? 16 февраля 1959 года Снова выступал на собрании, теперь уже на объединенном прорабском. Ивана Ивановича разнесли в пух и прах. Я тоже его критиковал, опять-таки за то же, за что и на профконференции. Присутствовавший на собрании главный инженер поезда пообещал, что на работу нас будут возить в вагонах. Прораб снова на меня злится. Ну и пусть... Главное, что победа за нами. Правде глаза не замажешь. Говори всегда правду - и всегда победишь. Замечателен тот человек, кто кристально честен. Таким был Ф. Э. Дзержинский. 17 марта 1959 года Уже весна. Да, да, в Сибири уже весна! На буграх снег растаял. Мы все так же работаем на перегоне. Работать сейчас особенно интересно, приятно... А скоро все зазеленеет кругом, будет совсем красиво. Правда, весна здесь обманчивая. Чуть стало тепло, я распахнул ватник и, видимо, простудился. Болит теперь голова, покалывает в груди, самочувствие, в общем, неважное. Но я не хочу поддаваться болезни, даже в кровать не ложусь. Сижу и черчу, придумываю рихтовочный ключ с фрикционной передачей. Иногда в голове появляется мысль - вот бы что-нибудь такое изобрести, чтобы все ахнули. Но понимаю, что сначала надо долго и упорно учиться. О, как хочется жить! 29 марта 1959 года Вчера мастер Сальников сказал, что мне присудили премию за предложение по распоркам. Это вдохновило меня. Очень приятно, когда знаешь, что твой труд ценят. Сегодня я с большим желанием рисовал стенгазету. На улице совсем тепло, совсем весна. Через открытые окна вливается свежий теплый воздух. У меня странный характер: когда я вижу благородный поступок человека, меня охватывает какая-то безумная, детская радость и слезы подступают к глазам. И самому хочется сделать что-нибудь очень хорошее людям, очень приятное. Вот такое чувство охватило меня вчера, когда я смотрел фильм «Очередной рейс». Производство Свердловской киностудии. Совсем еще неизвестная киностудия, а такую чудную картину выпустила. Здорово! 8 апреля 1959 года Вчера прораб пригласил меня в контору и предложил стать бригадиром. Я согласился. Всю ночь не спал и вскочил в 6.20. Все мне чудилось, что я опоздал на работу, что забыл взять детали. Очень хочется не подкачать. Иван Иванович так и сказал: «Нужно наладить дисциплину и работу в бригаде». Надо устоять! Кончился первый день моего бригадирства. Думаю, что дела пойдут. Ребята сильные, работу знают, только работают как-то тихо, медленно. Но это исправимо. 13 апреля 1959 года. Меня избрали комсоргом. К нам приехала из Иркутска корреспондентка радио Зина Чернова. Хочет написать очерк о нашей бригаде. Интересно, почему именно о нашей? Кто ей посоветовал? В нашу бригаду дали трех практикантов. Будем учить их. 29 апреля 1959 года Я так счастлив сегодня! О нас передавали очерк по радио, тот самый, который писала Зина Чернова. Написано замечательно! Мне бы очень хотелось, чтобы его слышала мама. 18 мая 1959 года Жизнь идет полным ходом. Занят все время, некогда даже в дневник заглянуть. Занимаю сразу несколько «должностей»: член МК, комсорг, бригадир, редактор стенной газеты, рабкор «Восточно-Сибирской правды». Чувствую, что перегружен, но от работы не отказываюсь: не могу сидеть без дела. Сегодня много думал об учебе. И это придало мне новый заряд бодрости: не все еще потеряно. А потом подумал, что, в сущности, я еще ничего не терял. Надо взяться за повторение, а то как бы не загреметь на экзаменах. На собрании решили устроить на прорабстве комсомольскую свадьбу. Меня избрали в состав свадебной комиссии. Не представляю, что я буду делать? 17 июля 1959 года Сдал экзамены на заочное отделение Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта. Сколько я мечтал, чтобы стать студентом! Теперь мечта сбылась: буду работать и учиться! 14 сентября 1959 года Наша ракета на Луне! Построен атомоход «Ленин»! Хрущев в Америке! / октября 1959 года Вот и кончается отпуск. Как быстро пролетело время! Скоро на работу. Много я дум передумал за это время. О жизни, о своем будущем. Мне скоро 22 года. Родственники все спрашивают: думаю ли жениться. Николай (родственник Жени Григорьева. - Ред.) говорит, что жена не помешает. Но разве так можно подходить к такому важному вопросу? На все подобные вопросы отвечаю шутками... 2 декабря 1959 года Занимаюсь. Долг-5 контрольных работ. Время ограничено. Первая контрольная по математике замучила, но в конце концов я ее одолел. Сам все понял, без посторонней помощи. Как это приятно, когда преодолеешь трудности и выходишь победителем... 9 января 1960 года «Если монтаж, то только на железной дороге» - вот мой девиз последнего времени. Почему-то кажется, что в последнее время я даже чересчур влюблен в свою профессию. Как-то я разговаривал с Виктором Коноваловым о работе. Он рассказал, что во Фрунзе идет монтаж троллейбусной линии. Неплохо бы поработать там, тем более что и дом близко - всего 90 километров. Можно было бы чаще домой ездить, на праздники хотя бы. А как же изобретательство? Неужели откажусь от него? Позавчера вышел из вагона и увидел начальника нашего поезда № 708. Он тепло со мною поздоровался, и я вдруг почувствовал, что если уйду с монтажа, то я что-то потеряю, очень ценное и дорогое. Неужели каждый человек так мучается в поисках самой единственной, самой правильной дороги в жизни? 7 февраля 1960 года Что такое счастье в жизни? Разве будет полное счастье, если женишься на любимой девушке? Нужна цель в жизни. Эта цель должна быть не на один год и не на два, а на всю жизнь. И добиваться ее нужно сразу, как только эта цель поставлена, добиваться до победы. Это будет действительно интересная жизнь. А жизнь без цели, по принципу «день да ночь - сутки прочь» - это скучная жизнь. Большая цель в жизни и любимая жена - вот по-моему два фактора, которых достаточно для полного счастья. Не хочется сейчас мне думать о смерти, но она придет. Все люди в конце концов умирают. И если жить без цели, то это значит, что спешить некуда, впереди еще много лет, все успеется в свое время. Нет, так жить нельзя! Надо не только поставить цель, но и добиваться ее. Нужно жить так, чтобы и после смерти о тебе помнили люди, чтобы, умирая, сам себе мог сказать: «Да, я жил правильно!» 19 марта 1960 года. Ночь. Нашел способ завески гибкой поперечины, который не требует работы наверху. Помогла модель из ниток. Я заметил, что незакрепляе-мая распорка под тяжестью поползла вверх к опоре. Ура! Это навело на новые мысли. 1 мая 1960 года С утра шел буран. Сейчас сквозь тяжелые облака иногда пробивается солнце. Делать ничего не хочется. Все ребята ушли в город: ведь сегодня праздник. Но там тоже прошел буран, значит, грязь непролазная. Я остался дома и решил продолжить работу над очерком «Два года на монтаже». Недавно в районной газете опубликовали мою заметку «Продолжаем танцевать». Местные девчата говорили, что написано зло и правильно. Автора они не знают... 3 мая 1960 года Все мысли сосредоточены на одном: обдумываю путь в жизни, который мне выбрать. Первый вариант: это путь правды, стать членом КПСС и до конца дней своих бороться за правду. Второй вариант - жить, не замечая лжи. Второй вариант меня we прельщает. Я голосую за первый. Но самая главная моя задача - получить высшее образование. Без образования я слаб и в жизни и в борьбе. «Не терпит лжи и подхалимства» - так написал в моей характеристике классный руководитель 10-го класса Николай Михайлович. Как он сумел определить? И я должен быть таким, я обязательно буду таким. Честным и правдивым в большом и малом. Не знаю, у кого бы мне попросить рекомендацию в партию? 7 июня 1960 года Прошло два дня сессии. Вчера не ужинал, сегодня не обедал. И все из-за лекций. Подготовился я не ахти как, и теперь приходится наверстывать. Но это переживем, не такое переживали. Окунувшись по-настоящему в студенческую жизнь, я почувствовал такое желание учиться, какого никогда не испытывал. 5 июля 1960 года Я второкурсник!!! Неужели это на самом деле? Второкурсник?! Женька, оглянись назад. Вспомни, как ты учился весь год. Благодари своих товарищей за их помощь! 16 июля 1960 года Кажется, я влюбился. Первые встречи с Л. были просто товарищескими, а потом наши отношения стали меняться. Началось с писем, которыми мы обменивались вначале нерегулярно, а потом все чаще и чаще. Вчера приехал домой в отпуск и сразу поехал к Л. на велосипеде. Встретила она меня очень сердечно. Вначале посидели с ее родителями, а потом я позвал ее на улицу. Сели на камнях и говорили, говорили, говорили... Я наконец собрался с силами и сказал: «Ты знаешь, я люблю тебя! Я больше не могу быть без тебя!» Л. ответила, что она тоже любит меня, но сейчас мы не можем пока быть вместе: ей надо отработать положенное время после техникума и еще предстоит закончить лечение, а для этого нужно съездить на курорт. Мы дали друг другу слово, что будем ждать, и когда подойдет время - поженимся. Когда мы расстались, я вскочил на велосипед и изо всей силы погнал его. Навстречу мне летел счастливый ветер. Но я был счастливее его. Я был самый счастливый на свете! 8 августа 1960 года Что такое жизнь? Одни говорят, что всего-навсего существование. Каждый человек старается как можно лучше удовлетворить свои потребности, и только. Поэтому, дескать, и пословица есть: рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше. Но я думаю не так. Жизнь - это прежде всего борьба, борьба за радость, против горя, это постоянный труд. Как жить? Островский говорит: «...так, чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь, все силы были отданы на освобождение человечества» (записал по памяти). 22 августа 1960 года Осталась последняя неделя отпуска. Скучно оттого, что уехала Л. Какой близкой она стала для меня! Я не могу даже думать ни о какой другой девушке, «роме нее. Кажется, я нашел свое счастье. Сестра привезла слова песни «Я люблю тебя, жизнь!». Я ее пел весь день. Не помню песни, которая бы мне так нравилась. Это наша песня, про нас, про рабочих. 7 сентября 1960 года Снова начал работать и снова внес рационализаторское предложение - с успехом применили раскатку кабеля с барабана в горизонтальном положении. Когда не работаешь, то кажется, что ни на что не способен. Но как только начал работать, то сразу почувствовал новое влечение к изобретательству. Все-таки я обязательно стену настоящим конструктором., 18 сентября 1960 года Вчера бригадой отметили мой день рождения. Какие все-таки хорошие у нас ребята! Правда, настроение испортил Иван Иванович. Он с пренебрежением отнесся к тому, что мне дали премию за рационализацию. Особенно меня разозлило, что он сказал, будто потерял приказ о премии. После этого захотелось уехать куда-нибудь подальше. Но нет, я не должен сдаваться. Его нужно разоблачать последовательно и настойчиво. Если бы я уволился, он был бы очень доволен. Но я так не уйду, не дождется. 20 декабря 1960 года На работе непорядки: простой за простоем. От этого или от чего другого напала апатия. Даже к учебе охладел. То зубами впивался в книги, а сейчас они в безопасности. Очень люблю математику, но и к ней сейчас не притрагиваюсь. Первый параграф интегрального исчисления я знаю назубок, а дальше ни в зуб. Женька, неужели это ты? И что с тобой приключилось? А может, все оттого, что мама против моей предстоящей женитьбы? 2 января 1961 года Дни летят, как птицы. Озабочен приближением летней сессии. Вроде бы времени и много впереди, а «хвостов» еще больше. 8 февраля 1961 года Среда. Пятый день находимся на станции Петухово, Омской железной дороги. А как вспомню про Нижнеудинск, замирает сердце: там осталась Л. Как мне хочется снова поехать туда, в глубину Сибири! 16 марта 1961 года Я женился! Моя жизнь наполнилась новым содержанием. Мы взаимно любим друг друга. На душе спокойно и тепло. Так хочется жить! На этом обрываются записи в дневнике Жени Григорьева. 22 марта он был убит бандитами. Тяжело, очень тяжело примириться с мыслью, что нет больше с нами Жени Григорьева-человека большой души, страстно влюбленного в жизнь, кристально чистого и честного, неутомимого искателя и мечтателя, настоящего героя нашего времени. Редакция «Смены» полностью разделяет мнение коллектива электромонтажного поезда № 708 о том, что бандиту Кулешову, нанесшему смертельный удар Жене Григорьеву, нет места среди советских людей. На судебном процессе было доказано, что убийство Жени произошло не случайно, а было преднамеренным. На вечере танцев в «лубе станции Петухово преступники Козлов и Кулешов грубо оскорбили жену Григорьева, а когда тот потребовал от них извинений, в ответ услышал угрозы. Убийца Кулешов открыто заявил в тот вечер, что он «кого-нибудь сегодня пырнет». И вот, когда Женя с женой вышел из клуба, преступники напали на него, начали зверски избивать, а потом Кулешов ударил его ножом. Всему миру известны человеколюбие и гуманизм советских людей. Однако наш социалистический гуманизм не имеет ничего общего с либеральным всепрощением. Социалистический гуманизм означает неугасимую ненависть к врагам нашего общества, к палачам, предателям, преступникам, ко всем, кто стремится сделать человеческую жизнь тяготной, наполнить ее невзгодами и страданиями. Именно интересы всего нашего народа, интересы тружеников, созидающих коммунизм на земле, требуют беспощадности к преступникам, посягающим на самое ценное - человеческую жизнь. Редакция «Смены» надеется, что Верховный Суд РСФСР прислушается к голосу коллектива электрификаторов Сибири и сурово, беспощадно накажет убийц Жени Григорьева. Трагическая смерть Жени потрясла его товарищей, заставила многих из них пересмотреть свое отношение к жизни. «То, что не успел сделать Женя, - решили они, - должны выполнить мы». На траурном митинге над могилой Жени Григорьева они поклялись:
- Лучшим памятником нашему Жене будет досрочное завершение электрификации транссибирской магистрали. Мы обещаем тебе, Женя, что поезд с делегатами Забайкалья на XXII съезд родной партии от Иркутска до Москвы поведет электровоз!
- Женя мечтал стать конструктором, строить новые мощные локомотивы. Мы обещаем тебе, Женя, что осуществим и эту твою мечту-тринадцать твоих товарищей уже в этом году решили поступить в институты, чтобы стать инженерами-конструкторами.
- Женя всю свою жизнь боролся с теми, кто мешает нам жить и строить. Мы обещаем тебе, Женя, быть непримиримыми к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму Женя Григорьев погиб. Но память о нем навечно останется в сердцах его товарищей, его короткая, светлая жизнь для многих юношей и девушек будет служить ярким примером целеустремленности, настойчивости в достижении поставленной задачи, подлинного жизненного горения.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.