Планы на лето у каждого были самые разнообразные. Но неожиданно они рухнули. И виновата во всем оказалась Сашина мама.
Мама Саши Фоминой - художник. Однажды она узнала, что в помещении МОССХа выставлены интересные и необычные работы художника П. Н. Рябова. Два раза этот уже немолодой человек ездил на Каменные острова, расположенные на Ангаре между Иркутском и Братском, и там, на прибрежных скалах, изучал выбитые в камне рисунки: могучих, чутких лосей, грациозных оленей, собак и даже неясный силуэт человека. Эти рисунки - « писаницы» - были сделаны людьми, жившими в Прибайкалье четыре тысячелетия до нашей эры. Из поездок Рябов привез обмеры и точные копии многих изображений.
- Скоро эти острова будут затоплены водой, - рассказывала дома Сашина мама, - над ними разольется Братское море. И эти рисунки древних людей станут для нас недоступными.
На следующий день о сибирских сокровищах уже знали товарищи Саши - студенты Высшего художественно - промышленного училища Таня Лебедева и Ваня Николаев. Нужно спасти писаницы! Ведь каждый год ученые-археологи выезжают с экспедицией на места древнейших погребений неолитического человека. И малейшая находка - будь то домашняя утварь или украшения - представляет собой огромную ценность. Здесь же наоборот - чудом уцелевшие на протяжении веков изображения должны погибнуть. А почему бы им, художникам, членам научного студенческого общества, не попытаться сохранить для потомков эти рисунки?
За дело энергично взялся старший преподаватель училища художник Владимир Константинович Замков, руководитель будущей экспедиции. Потребовались огромное упорство, твердая вера в силы студентов, немалый талант организатора, чтобы тщательно разработать план экспедиции, продумать и предусмотреть каждую мелочь.
Несколько раз ездили ребята в институт археологии, были у Рябова, подолгу слушали его увлекательные рассказы об экспедициях, перечитали множество книг о древних писаницах. Они узнали, что ученых давно волнует вопрос, как сохранить сокровища Каменных островов, как донести до будущих поколений творчество людей ледниковой эпохи, первых художников человечества.
Профессор А. П. Окладников, открывший для науки эти писаницы, однажды попробовал даже пилить скалу. Работа была необыкновенно трудной: на остров не удалось переправить мощную технику, а пилы и топоры были почти бессильны перед твердым, вековым камнем. И все же Окладников вывез несколько огромных каменных глыб с рисунками. Но таких глыб осталось еще очень много!
Ученые решили фотографировать наскальные рисунки. Студентам показали всевозможные снимки, на которых запечатлены красавцы сохатые. Конечно, снимки нужны науке, но все понимали, что даже самая хорошая фотография не может передать мельчайшие детали, цвет и фактуру скалы, не позволяет получать изображение в натуральную величину. Кроме того, ведь не все поддается съемке! Если контуры неясные, нечеткие - а таких большинство, - то фотограф вынужден прибегнуть к искусственному освещению или к ретуши. Это, конечно, сильно искажает изображение.
Нет, для такого дела нужны были именно художники, которые смогли бы с наибольшей точностью срисовать эти писаницы, сделать копии, художники, которые не боялись бы долгой и кропотливой работы!
Что ж, ни Саша, ни ее товарищи по училищу не боялись трудностей. К этому времени их уже стало восемь: предстоящей поездной « заболели» пятикурсники Игорь Березовский, Алик Каменский, Володя Хомяков и Виктор Титов.
За несколько дней до отъезда пришла Лена Букина.
- А мне можно поехать?
- Где же ты раньше была? - возмутились все. - Теперь уже поздно. Составлены сметы, заказаны билеты.
Лена ходила за каждым, словно тень, упрашивала, возмущалась, доказывала. А потом решилась:
- Ну и не надо. Поеду на свои деньги.
Так их стало девять.
... У Каменного острова пароход не останавливался. Поэтому студенты высадились в десяти километрах от него, на маленьком островке со странным названием, « Золотарник» . Говорят, что когда-то это было золотое место для ловли рыбы. Отсюда и « Золотарник» .
Как зачарованные, они не могли оторвать взгляда от этой красоты. Далеко вдаль простиралась нескончаемая водная гладь, в которой, словно в зеркале, отражались огромные кедры. Тайга не манила к себе, она стояла строгая, суровая, знающая цену своей красоте, дикая тайга, очень неохотно расступающаяся перед человеком...
- Ну, садитесь, что ли?
Хмурый бакенщик, покряхтывая, взялся за весла. Всю дорогу к Средне-Каменному острову они, щуря глаза, напряженно всматривались вперед: каждому хотелось увидеть рисунки раньше других.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.