Ах, как чинно и скромно вели себя эти старшеклассники в залах «Третьяковки»! Они брели за своим экскурсоводом от картины к картине, более или менее внимательно слушали, а некоторые (в основном девушки) даже записывали. И все было вполне благопристойно до тех пор, пока не подошли к небольшой картине А. Иванова «Натурщица». Экскурсовод опять начал что-то объяснять, еще не замечая перемены в своих слушателях. А перемена произошла разительная: юноши заухмылялись, девушки перестали записывать и начали смущенно озираться по сторонам.
И экскурсовод поспешил увести своих подопечных из этого зала.
В чем дело? Отчего такой пассаж? А все очень просто: великий художник нарисовал обнаженную женщину.
Я слышал затем, как учительница, сопровождавшая в галерее своих учеников, тоже сконфуженная, как и они, тихонько попросила экскурсовода:
- Пожалуйста, не показывайте им голых...
И я подумал тогда, что корень зла, пожалуй, именно в этой учительнице.
Я побывал затем и в самой школе, где было, казалось, все, чтобы воспитывать культурных людей. И даже своя школьная «Третьяковка» была: на стенах просторного, светлого коридора висели репродукции знаменитых картин. Были здесь и пейзажи, и портреты, и жанровые композиции. Но вот обнаженных фигур не было. Признаться, я их уже специально искал.
Я посетил эту школу как спортивный журналист и, естественно, заинтересовался спортивным залом. Как он был пуст и убог! Несколько гимнастических снарядов, убитый до твердости камня мат, одно баскетбольное кольцо вместо положенных двух... Урок физкультуры состоял в том, что ученики со скучными лицами забрасывали по очереди в это кольцо мяч.
Одеты они были весьма своеобразно: юноши - кто как придется, девушки - в глухих сатиновых шароварах... Все они точно стыдились своего тела.
Было предельно ясно: в этой школе не уважают физическую культуру. И другое я понял: в этой школе, которая считалась в районе совсем не на плохом месте по успеваемости и прочим показателям, не учат любить и понимать красивое.
«А как же «Третьяковка» в коридоре?» - спросите вы.
А так... Дань приличиям и крайне поверхностному пониманию культуры.
Попробую объяснить это не рассуждениями, а примером.
Помнится, был я как-то в одной из школ Краснодара. Мне понравились там прежде всего сами ученики, особенно старшеклассники. Были все они хорошо сложенные, загорелые, с той энергией в каждом движении и тем открытым, смелым выражением лица, которое часто бывает у спортсменов.
Конечно, я несколько идеализирую. Юноши и девушки были в этой школе разные. Но щуплых среди них не было.
На уроке физкультуры все были в легкой, открывающей тело спортивной форме. И урок был как праздник: школьники наслаждались движением, естественным соперничеством в ловкости, силе, быстроте. Это была подлинная физическая культура. Культура, понимаете?
Кстати. Здесь, в актовом зале, тоже висели репродукции. В частности, много снимков античных скульптур. И обнаженное, прекрасное в своей гармонии и естественности человеческое тело ни у кого не вызывало сконфуженной, растерянной ухмылки - ни у педагогов, ни у самих школьников. Человек красив, тело его совершенно, так же как и его ум, - это впитывалось в плоть и кровь каждого на уроках физической культуры.
Получил я однажды письмо из Якутии, из самого дальнего угла ее - Аллайховеного района. Поискал на нарте - далеко за Полярным кругом, еще восточнее и еще севернее полюса холода. Есть там, оказывается, обычная средняя школа; письмо было от одной девятиклассницы. «Хочу стать хорошо сложенной, - пишет эта девушка. - Пришлите, пожалуйста, какой-нибудь самоучитель по гимнастике. У нас в поселке есть спортивный зал, но нет тренера, буду заниматься сама...»
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.