Не на конкурс красоты

Марк Тартаковский| опубликовано в номере №913, июнь 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Не показывайте им голых...»

Ах, как чинно и скромно вели себя эти старшеклассники в залах «Третьяковки»! Они брели за своим экскурсоводом от картины к картине, более или менее внимательно слушали, а некоторые (в основном девушки) даже записывали. И все было вполне благопристойно до тех пор, пока не подошли к небольшой картине А. Иванова «Натурщица». Экскурсовод опять начал что-то объяснять, еще не замечая перемены в своих слушателях. А перемена произошла разительная: юноши заухмылялись, девушки перестали записывать и начали смущенно озираться по сторонам.

И экскурсовод поспешил увести своих подопечных из этого зала.

В чем дело? Отчего такой пассаж? А все очень просто: великий художник нарисовал обнаженную женщину.

Я слышал затем, как учительница, сопровождавшая в галерее своих учеников, тоже сконфуженная, как и они, тихонько попросила экскурсовода:

- Пожалуйста, не показывайте им голых...

И я подумал тогда, что корень зла, пожалуй, именно в этой учительнице.

Я побывал затем и в самой школе, где было, казалось, все, чтобы воспитывать культурных людей. И даже своя школьная «Третьяковка» была: на стенах просторного, светлого коридора висели репродукции знаменитых картин. Были здесь и пейзажи, и портреты, и жанровые композиции. Но вот обнаженных фигур не было. Признаться, я их уже специально искал.

Я посетил эту школу как спортивный журналист и, естественно, заинтересовался спортивным залом. Как он был пуст и убог! Несколько гимнастических снарядов, убитый до твердости камня мат, одно баскетбольное кольцо вместо положенных двух... Урок физкультуры состоял в том, что ученики со скучными лицами забрасывали по очереди в это кольцо мяч.

Одеты они были весьма своеобразно: юноши - кто как придется, девушки - в глухих сатиновых шароварах... Все они точно стыдились своего тела.

Было предельно ясно: в этой школе не уважают физическую культуру. И другое я понял: в этой школе, которая считалась в районе совсем не на плохом месте по успеваемости и прочим показателям, не учат любить и понимать красивое.

«А как же «Третьяковка» в коридоре?» - спросите вы.

А так... Дань приличиям и крайне поверхностному пониманию культуры.

Попробую объяснить это не рассуждениями, а примером.

Помнится, был я как-то в одной из школ Краснодара. Мне понравились там прежде всего сами ученики, особенно старшеклассники. Были все они хорошо сложенные, загорелые, с той энергией в каждом движении и тем открытым, смелым выражением лица, которое часто бывает у спортсменов.

Конечно, я несколько идеализирую. Юноши и девушки были в этой школе разные. Но щуплых среди них не было.

На уроке физкультуры все были в легкой, открывающей тело спортивной форме. И урок был как праздник: школьники наслаждались движением, естественным соперничеством в ловкости, силе, быстроте. Это была подлинная физическая культура. Культура, понимаете?

Кстати. Здесь, в актовом зале, тоже висели репродукции. В частности, много снимков античных скульптур. И обнаженное, прекрасное в своей гармонии и естественности человеческое тело ни у кого не вызывало сконфуженной, растерянной ухмылки - ни у педагогов, ни у самих школьников. Человек красив, тело его совершенно, так же как и его ум, - это впитывалось в плоть и кровь каждого на уроках физической культуры.

«Девушка должна быть хрупкой»

Получил я однажды письмо из Якутии, из самого дальнего угла ее - Аллайховеного района. Поискал на нарте - далеко за Полярным кругом, еще восточнее и еще севернее полюса холода. Есть там, оказывается, обычная средняя школа; письмо было от одной девятиклассницы. «Хочу стать хорошо сложенной, - пишет эта девушка. - Пришлите, пожалуйста, какой-нибудь самоучитель по гимнастике. У нас в поселке есть спортивный зал, но нет тренера, буду заниматься сама...»

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Ищу Атлантиду

Фантастика без фантастики