– В последнее время молодые писатели-сибиряки потеряли двух собратьев, которыми гордился не только я – гордились многие, гордилась, можно сказать, страна. Я имею в виду преждевременный уход из жизни Василия Шукшина и Александра Вампилова. Горькая утрата... Их любили друзья и товарищи, они останутся жить и в сердцах многих и, хочется думать, в творчестве... А досказать то, чего не успели они, по-моему, есть кому, и к тем именам, которые вы назвали, я бы добавил еще несколько: Владимира Колыхалова, Александра Плетнева, Евгения Гущина. Все вместе эти писатели принесли с собой в литературу пристальный интерес к обычному рядовому человеку, к непростой его душе, к сложному характеру... Всех их отличает глубокое знание народной жизни, и в этом их сила. Что касается слабости... В первую очередь я, пожалуй, назвал бы отсутствие дерзновенности. А кому же тогда и дерзать, если не сибирякам? И как раз сейчас, пока молоды, пока полны творческой энергии. Это во многом относится ко всей нашей молодой литературе. Мне кажется, она сейчас находится на подъеме. Многого мы вправе ожидать и от барнаульца Юрия Антропова и от архангелогородца Владимира Личутина, от других авторов, которые уже твердо заявили о себе как о самобытных писателях. Но при профессиональном умении, при честности в работе кой-кому из молодых не хватает большого дыхания. Как следствие этого – не хватает масштабности. Я не многотомные эпопеи призываю писать, нет. Но пусть в рассказе или в маленькой повести речь будет идти о самом важном в нашем сегодняшнем дне, о самом главном в народной жизни.
– У каждого синяки и шишки, как говорится, свои, но, если бы вам пришлось дать общий совет молодым литераторам, о чем бы вы в первую очередь хотели сказать? От чего предостеречь?
– Вот об этом я точно знаю, от чего хотел бы предостеречь прежде всего. От самоуспокоенности! Ведь наше ремесло – вечный поиск. Поиск своей темы и своего голоса. Поиск творческой правды. Бесконечное постижение мастерства... А ведь есть среди молодых и такие, которые читают в основном только то, что сами напишут. Далеко ли можно при этом уйти?
И еще одно, о чем бы хотел тут сказать. Это моральный облик молодого писателя. Иногда приходится слышать что-то такое: молодому сам бог, как говорится, велел жить, не оглядываясь. Это потом уж, мол, перед инфарктами и мы станем трезвенниками и станем пай-мальчиками... А мне тут хочется вспомнить старую русскую пословицу насчет платья снову и чести – смолоду. Хочется напомнить о том, что литература, писательство – дело святое. И от того, кто им занимается, требует если не святости, то, уж во всяком случае, душевной чистоты и высокой нравственности. Глубоко убежден, что собственная жизнь писателя должна быть в ладу с проповедью добра на страницах его произведений, только тогда он может рассчитывать и на уважение и на любовь соотечественников. И если кто хочет сделать свою биографию более яркой, пусть знает, что для этого есть много достойных способов: дальнее путешествие, трудное дело, помощь ближнему, требующий гражданского мужества поступок. Этим в конце концов растет человек, это обогащает душу.
– Публицистику, очерк считают боевым оружием писателя – будь то прозаик, поэт, драматург или критик. Именно с помощью публицистики и очерка прокладываются торные тропы для будущих эпопей, романов, драм и поэм. Публицистика и очерк – это связь писателя с жизнью страны, та нить, порвав которую писатель рискует остаться без живительных соков... Что бы вы могли посоветовать молодым литераторам применительно к актуальным жанрам времени?
– Повышение общественной активности писателей мы считаем первоочередной задачей. И это неразрывно связано с повышением активности творческой. Многолетний опыт показывает, что эти явления неразделимы. И совет здесь может быть только один: смелее браться за очерк, за публицистику, помня, что это никоим образом не снизит уровень творчества, а лишь повысит его накал, его темперамент. Очерк и публицистика для писателя – это одна из самых действенных форм познания жизни.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.