ВОТ И ЛЕНИНГРАДСКИЙ торговый порт. Велик он. Пароход «Ленинград» грузится в Барочном бассейне и туда надо прошагать версты три. Преодолеваю это расстояние. Вот и он. Стоит на якоре. За мной посылают шлюпку. Со шлюпки на трап, с трапа на борт. Являюсь к капитану и старшему штурману. Койку мне отводят в матросском кубрике. Получаю матрац, подушку, ложку и миску. Устраиваюсь и начинаю чувствовать себя «моряком». Команда на пароходе небольшая - около тридцати человек. Чувствуется общественная жизнь. Недавно, из средств на культработу, купили инструменты для струнного оркестра. Игроков хватает и среди кочегаров, и среди матросов. Инструменты то и дело перекочевывают из кубрика в кубрик. Играют на слух и быстро подбирают новые мотивы. Способный народ и веселый.
День отхода подошел незаметно. Погрузка закончилась. Начались морские вахты. Произвели проверку. На мостике уже капитан и штурман. Вахтенный матрос стоит у штурвального колеса на руле. Вот громкий голос капитана отдает распоряжения. Зашумела лебедка, выбирая громыхающую цепь якоря. Якорь поднят. Полетел приказ в машину. Вздрогнуло судно от заработавшего винта и медленно начало разрезать волны. Тронулись. Вот с малого хода перешли на средний и, наконец, на полный. Береговые строения становятся все меньше и вскоре исчезают, а «мы», коптя небо, идем по Финскому заливу к Балтийскому морю. Морская жизнь началась.
Мимо - Кронштадт, морской защитник Ленинграда. Наши военные суда вышли на учебную стрельбу. Стреляют по плывущим на воде щитам и летящему в воздухе змею. Наблюдаем наглядный урок из физики о скоростях света и звука. Сначала видно пламя, вырывающееся из жерла орудия, и, лишь спустя около минуты, слышен звук выстрела. Выходим в Балтийское море. Минуем Даго и Эзель, эстонские острова, на которых Англия собирается строить военно-морскую базу для своего флота, очевидно против нас.
Море совершенно спокойно. Штиль. Солнце не жалеет кочегаров, которым и без того трудно работать. Температура в кочегарке перевалила за сорок градусов. Наш юнга принимает, лежа на палубе, солнечную ванну, желая получить совершенно бронзовый цвет кожи. Берегов не видно. Вокруг нас только синие воды Балтийского моря. Иногда навстречу попадается какая-нибудь «коробка», тоже старательно дымящая в совершенно чистое, голубое небо. Хорошо на море в такую погоду. Входим в Кильский канал, значительно сокращающий путь из Балтийского моря в Северное. Он построен немцами, закончившими его постройку в. 1914 году, к началу империалистической бойни. Медленно, под руководством немецкого лоцмана, проходим канал и устье реки Эльбы.
«Северное море - могила моряков» - слышал я уже несколько раз от разных людей нашей команды. Это одно из самых неспокойных и опасных морей. Рассказы моряков познакомили меня с трудной борьбой, которую уже не раз приходилось им вести здесь с разбушевавшейся стихией. Но на этот раз и оно относительно спокойно, больших волн нет.
В Северном море не обошлось без небольшого приключения. На судне произошел пожар, который при данном грузе (доски) был очень опасен. Однако его удалось усилиями команды скоро потушить. Хорошо показал себя один из кочегаров, первый пошедший с огнетушителем в огонь и давший пример всем остальным.
Наконец, восточное побережье Англии вырисовывается на горизонте. Минуем морскую крепость, наследие последней войны. «Ленинград» пришел удачно. Сейчас прилив. Поднимаемся вверх по реке Гембер и входим в воды Тульского порта, место нашего назначения. Английский катер провожает нас до отведенного нам в «Виктория-док» места. Пришвартовываемся.
Прибыли в Англию.
ШИПШАНДЕРЫ 1) оказались нашими первыми гостями, если не считать, конечно, лоцмана. Они приехали на своих катерах, перешли к нам на ходу и вместе с нами прибыли в Гулль. Говорили они по-русски и всячески расхваливали те фирмы, товары которых они доставляют. За беглеца из Советской России ни один из них, конечно, не признавал себя, и все они уверяли, что живут в Англии уже очень давно.
Полиция и агенты английской таможни тоже не замедлили с визитом. Проверили документы. Затем собрали и опечатали бывшее у команды вино и табак, оставив каждому лишь по 1/2 бутылки и по осьмушке табаку. В Англии следует пить только английское вино и курить только английский табак. Кстати, эти вещи там дороги.
Закончив эти процедуры, они разрешили команде сойти на берег.
Улицы Гулля сразу же дали понять, что мы находимся в Европе.
Непривычно резало глаз то, что движение происходит не как у нас. Придерживаются левой, а не правой стороны. Удивили двухэтажные трамваи и автобусы. У трамваев второй этаж закрытый (с крышей), а у автобусов открытый. Автобусных линий очень много.
Извозчиков нет. В большом количестве пролетают мотоциклы и велосипеды. Много велосипедисток. Дороги безукоризненно гладкие, асфальтовые. Много автомобилей. На каждом углу стоит полисмен в синей форме и каске. Все они высокого роста и большей частью довольно упитанный народ.
Но недолго пришлось мне гулять по улицам. К 10 часам вечера улицы опустели, и полисмены стали приглашать всех оставшихся также отправиться домой. Пришлось вернуться «домой» - на судно.
В Англии плохой климат: сыро, туманы.
Особенно рано утром, при восходе солнца, все кажется серым и тусклым в объятьях этих туманов. Почти всегда здесь облачно, и часто идут дожди.
Утром было собрание команды. Говорили о поведении на берегу. Но эти напоминания мало кому нужны. Большинство знает хорошо то, что заграницей нужно быть выдержанным.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
На основании поэтического материала, присланного в редакцию «Смены»