Открывать Алма-Ату лучше всего с высокогорного катка «Медео». Среди отрогов Тянь-Шаня голубое его око – в оторочье уступов светлых стен и черепашьего рельефа трибун, в разноцветном всплеске флагов на мачтах. Белоснежные, бурые скалы, прозелень стройного леса обступили ледяное блюдце, отражающее небеса. Извечной кажется эта картина, хотя сначала ее прикинули мастера на миллиметровке. Они мечтали не самоуверенно превзойти чудодейственного зодчего – Природу, а лишь понять и учесть ее прихотливый вкус. Городские Мотивы Алма-Аты, к слову сказать, самой молодой из столиц союзных республик с миллионным населением, во многом обязаны величию царящих над ней гор. Еще одна основа городского пейзажа – сады, настоящее море зелени. Каждому алмаатинцу «положено» около 80 квадратных метров зеленых массивов.
– Однако, – говорит мой собеседник, председатель Союза архитекторов Казахстана, заместитель председателя Госстроя республики, член-корреспондент Академии художеств СССР Рустем Аббасович Сейдаллин, – в каждом архитектурном проекте мало решить чисто художественные задачи, мало «вписать» новостройку в окружающий ландшафт, необходимо увязать все это с целым рядом вопросов. Вот, например, проблема из проблем для алма-атинских архитекторов: город расположен у гор, а они, к сожалению, нарушают нормальную циркуляцию воздуха над Алма-Атой. Учитывая это, градостроители располагают алма-атинские улицы «лицом к ущельям», как бы коридорами для воздушных потоков. Не случайно наш совсем новый жилой район назван «Самал» – «свежий ветерок» в переводе на русский.
Другой важнейший вопрос – размещение промышленных объектов. Основная часть промышленного узла расположена и будет расширяться на северо-западе города. Решение это тоже связано с особенностями климатического, ветрового, сейсмического режима Алма-Аты. Городская промышленность и жилая застройка спланированы со строгим учетом транспортных задач, в частности со строительством первой линии метро, которая от вокзала на севере города пройдет через центр и свяжет его с новостройками южной окраины. Рассматривается возможность внедрения в Алма-Ате и других современных видов транспорта, в том числе и скоростных поездов на магнитной подвеске.
– О казахах исстари привыкли думать как о кочевом народе. И кажется, что в основном войлочные юрты и аульские глинобитные дома – главные приметы исторического быта народа. Но облик Алма-Аты поражает и смелостью архитектурных решений и своеобразием национального колорита.
– Вы правы, в поисках пастбищ казахи в прошлом кочевали с места на место. Но были у народа и древние города. Об этом свидетельствуют археологические раскопки. Найдены строительные элементы дворцов, интересных инженерных сооружений, дивные фрески... Разумеется, все это наследие мы используем в своей нынешней работе. Интересные традиции были заложены и первыми строителями деревянного города Верный, предшественника Алма-Аты. Военный инженер А. П. Зенков, строитель изящных и довольно высоких зданий, как одно устоявших при десятибалльном землетрясении, сразу по его горячим следам писал в марте 1911 года: «С глубокой верой за успехи будущего я не боюсь за наш город, за нашу Семиреченскую и в то же время сейсмическую область. Я верю... что наш город украсится солидными, в несколько этажей, каменными, бетонными и другими долговечными строениями». Как видите, сегодня это предвидение стало явью.
– Современен и молод облик Алма-Аты. Вероятно, во многом его формировала молодежь?
– В нашем городе, пожалуй, нет ни одного объекта, где бы не работали вчерашние студенты, молодые специалисты. Можно назвать такие, например, уже хорошо известные имена зодчих: Тохтар Ералиев – главный архитектор мастерской Казгорстройпроекта, Калдыбай Монтахаев – лауреат Государственной премии СССР. Бывший инженерно-строительный факультет Казахского политехнического института вырос в Алма-Атинский архитектурно-строительный институт – превосходную кузницу кадров.
Студенческие проектно-конструкторские бюро института – настоящий полигон для творчества. Именно студентами разработан проект «Сказочной страны». Многие из ее городков уже возведены во дворах и парках.
...Девятнадцать веков назад уроженец этих мест, крупнейший философ и ученый-энциклопедист Абу Наср Мухаммед аль Фараби в трактате «О добродетельном городе и благородных гражданах его» писал, что душа правителей «добродетельного города» «от природы должна быть выше всех низких дел и от природы же стремиться к деяниям возвышенным». Надо думать, что сегодня он был бы доволен своими потомками, создавшими неповторимый по своей красоте город у гор.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Или как и почему исчезают на Западе произведения искусства