В. ЧЕРЕНКОВ. Именно благодаря обмену опытом водители Ургала первыми в нашем районе начали поход за экономию и бережливость.
В. КРИВОБЛОЦКИЙ. Должен признаться, что я вначале не верил в эту затею. Посудите сами: о какой экономии горючего могла идти речь, если моторы машин работали круглосуточно? И большей частью на холостом ходу. А что делать? Заглушишь – потом полдня разогревать надо. Или, что еще хуже, заморозишь машину. У нас вот так автокран из строя вышел. И хотя получилось это случайно – ночью заглох мотор, – крановщика хотели отчислить из отряда. И вот в такой ситуации комсомольская организация автобазы объявила поход за экономию и бережливость. Слюсаренко и другие водители сами спроектировали и сделали установку для искусственного подогрева автомобилей, и сразу же резко снизился расход горючего – отпала нужда круглосуточно гонять моторы машин. Потом организовали учебу водителей (вели ее, как правило, местные шоферы и специалисты), наладили строгий учет. Теперь в личных обязательствах каждого водителя есть строка об экономии топлива, ГСМ и резины.
В. ЧЕРЕНКОВ. Среди бережливых не только шоферы Ургала. Не случайно в день открытия XXV съезда КПСС весь коллектив поезда «Укрстройбама» работал на сэкономленных материалах. В эти же дни на всех объектах будущего города появился лозунг «Пятилетке качества – стахановский труд!». Инициатором этого почина, насколько мне известно, явился Владимир Кривоблоцкий.
В. КРИВОБЛОЦКИЙ. Не я, а наша бригада. В день открытия партийного съезда во всех бригадах были установлены рекорды производительности труда. Мы и решили сделать эти рекорды комсомольской нормой, работать по-ударному ежедневно и, конечно, при отличном качестве.
В. ЧЕРЕНКОВ. Мне понравилось, как определил понятие «качество» плотник Василий Здоровцев. Он сказал: «Качество – это когда своей работой любоваться хочется».
В. КРИВОБЛОЦКИЙ. Вася действительно работает так, что залюбуешься. И таких рабочих у нас немало. Я, например, люблю наблюдать за работой бульдозериста Михаила Лалоева, крановщицы Ларисы Негрубовой, каменщиков Михаила Хмельницкого и Надежды Сергеец. Надя – наш комсорг. Совесть бригады. Сдавали мы первый в Ургале капитальный жилой дом, наводили там последний блеск. Надя электронаждаком зачищала ступеньки лестницы. Смотрю, они уже сверкают, как зеркальные, и говорю ей: «Хватит. – А потом в шутку добавил: – Стараешься, словно в собственном доме!» Если бы вы только видели, как она на меня посмотрела! И еще несколько дней разговаривать не хотела. Понимаете, для Надежды каждый построенный ею дом – все равно что собственный. В каждый она вкладывает всю душу.
В. ЧЕРЕНКОВ. И, несомненно, получает удовлетворение от работы. Только обезличенный труд может оставить человека равнодушным. В движении же молодых бамовцев не случайно на первом месте оказалось «я»: я хозяин стройки и каждого дома, поднимающегося в тайге, и каждой машины, здесь работающей. Недавно молодые механизаторы, победители предсъездовского социалистического соревнования, получили именную технику и обязались работать без капитального ремонта на своих бульдозерах, экскаваторах и автомобилях до окончания строительства магистрали. Обязательства они взяли на себя очень серьезные, но мы уверены, что ребята сдержат свое слово. Залогом тому – именно их хозяйское отношение к делу.
В. КРИВОБЛОЦКИЙ. Именная техника – это добрый стимул. Думаю, не мешало бы и дома объявлять именными. Я так и представляю наш первый дом с табличкой на углу, а на ней фамилии Нади и других ребят. Разве такая табличка не будет воспитывать?! В Золотинке, я слышал, давно уже стало правилом: на сданных объектах устанавливается своеобразный «мемориал», где указано, кто и когда здесь строил. Это же не только память о себе, но и себе в память.
В. ЧЕРЕНКОВ. Правильно. Большие стройки в нашей стране всегда были не только объектами индустрии, но и школой воспитания, становления тысяч молодых людей. БАМ в этом отношении может считаться университетом. Я уверен, что многие из нынешних строителей магистрали составят основную часть населения будущих городов и поселков на освоенных территориях Восточной Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока. Они будут работать на самой магистрали, на горнодобывающих предприятиях, на лесопромышленных комплексах.
«Мы хотим, – говорил на XXV съезде КПСС Леонид Ильич Брежнев, – чтобы энтузиазм, живость ума, молодая энергия оставались у наших людей на всю жизнь». Именно эти черты и воспитывает движение «Я – хозяин стройки», успевшее завоевать широкую популярность среди молодых строителей Байкало-Амурской магистрали.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.