После поездки по Сибири знаменитый путешественник и исследователь Фритьоф Нансен на титульном листе книги «В страну будущего» изобразил человека за штурвалом на фоне лучей восходящего солнца. Люди за штурвалами – работники речного флота – решают сейчас основные транспортные проблемы в восточных регионах страны.
Посмотрите на карту известных ударных комсомольских строек: Самотлор, Уренгой, Норильск, Саяно-Шушенская ГЭС... Многие стройки расположены на могучих сибирских реках – Оби, Енисее, Колыме, Амуре, на их притоках.
Реки – это не только романтика. Это прежде всего экономика. Широкое освоение Сибири поставило большие задачи и перед речниками. За одиннадцатую пятилетку перевозки в восточных бассейнах должны быть доведены до 152 – 160 миллионов тонн грузов в I год. Для районов нефтегазовой добычи намечается увеличить перевозки грузов с 16,4 до 22 миллионов тонн – примерно на тридцать процентов.
Эти цифры я привел, чтобы показать, какая ответственность ложится на речников за организацию эффективной эксплуатации судов и безаварийное плавание.
Мне хорошо знаком характер многих сибирских рек. Коварная Пясина, необыкновенно мощный Енисей, внешне ленивая и спокойная, но часто обманчивая Обь... Ни одна из рек не гарантирует судоводителю безмятежного плавания, легкой прогулки. Наоборот, водить суда стало значительно труднее. Трудность не в одних капризах природы. Увеличилось количество судов, их мощность и грузоподъемность, «включились в работу» недавно освоенные, сложные по путевым условиям реки, появились суда, способные выходить в море.
Анализируя опыт последних навигаций, я убедился, что более половины ошибок и нарушений в сложных ситуациях допускают речники со стажем работы до двух лет. То есть выпускники училищ, техникумов. Малый стаж не единственная из причин. Бывает и так, что молодого курсанта, проходившего практику, допустим, на Оке, по распределению направляют на Енисей. Но ведь условия на этих реках несравнимы! Капитаны ночей недосыпают, опекая новичков...
В наше время на речном флоте появились, по сути дела, новые специальности. Раньше проще было. Скажем, рулевой стоял за штурвалом, моторист занимался двигателями. Теперь появилась профессия рулевого-моториста. Совмещение профессий у нас велось широко и затронуло многих работников флота. Почти на всех судах, кроме крупных пассажирских, каждый человек несет практически двойную ответственность. Об этом говорят даже сами названия новых должностей: рулевой-моторист, штурман-помощник механика, капитан-механик. Такая мера ответственности требует и особых качеств от человека – он должен больше знать, больше уметь. Подготовить настоящего судоводителя при все возрастающих требованиях к его мастерству – тоже немалая проблема.
Очевидно, самый верный путь подготовки опытных речников – прямые связи училищ и экипажей судов. Так, несколько лет дружат экипаж грузового теплохода «Тюменский-6» и курсанты тюменского ГПТУ-14. Ребята проходят практику на этом теплоходе, а потом направляются сюда же на постоянную работу. И, что очень важно, возвращаются в свой экипаж после службы в армии. Поэтому не случайно комсомольско-молодежный коллектив судна носит звание «Экипаж коммунистического труда». План перевозок для нефте- и газодобытчиков Тюмени перевыполняется, судно всегда в отличном состоянии. Все командиры теплохода прошли курс обучения и получили удостоверения крановщиков. Такая взаимозаменяемость позволила работать быстро и производительно, до минимума сократить стоянку под разгрузкой в северных поселках. Экипаж намерен пятилетний план выполнить за четыре года.
Ясно, что на качество судовождения огромное влияние оказывают путевые условия бассейна. К примеру, участок от Красноярска до Стрелки больше чем наполовину состоит из различных препятствий – это перекаты, шиверы, пороги. Естественно, на таких участках судоводитель чувствует себя неуютно. И случаются еще удары о подводные препятствия, посадки на грунт. Материальные убытки от этих происшествий достаточно велики.
Но путевые условия подвластны воле человека, и их можно в значительной степени изменить. Это и делается во всех бассейнах, правда, не одинаково эффективно. Можно сравнить такие цифры. В Камском бассейне насыщенность путей освещенными навигационными знаками вдвое выше, чем в Ленском. А среднее количество транспортных происшествий втрое ниже. Как видите, зависимость прямая. И вообще в Сибири обеспеченность плавзнаками на один километр пути в два раза хуже, чем в Центре. Этим и объясняются ошибки молодых судоводителей. Винить одних путейцев, занятых обслуживанием водных трасс, было бы несправедливо. Современных речных знаков ощутимо не хватает. Те же, что есть, путейцы не успевают поддерживать в идеальном состоянии – флот их маломощен, тихоходен и своевременно не обновляется. Дело в том, что средств на такие цели Минречфлоту выделяется мало, это и создает дополнительные трудности. Освоение Севера и Сибири требует разработки специальной программы судоходства, комплексного обустройства и улучшения речных дорог.
Конечно, никакие объективные обстоятельства не снимают с речника личной ответственности. С этой точки зрения имеют важнейшее значение правильный подбор и воспитание кадров. Однако в кадрах-то мы и испытываем острый дефицит. Учитывая растущее значение речного флота в Сибири, я вижу здесь широкое поле деятельности и для комсомольских организаций крупных портовых городов – таких, как Тюмень, Красноярск, Омск, Новосибирск...
Речной флот становится таким же важным, ударным объектом, как широко известные стройки Сибири. Надо бы и в речные училища, как на важнейшее дело, направлять молодежь по комсомольским путевкам, отбирая предварительно самых дисциплинированных, толковых, влюбленных в свою реку и в свой край парней – завтрашних сибирских речников. Впереди их ждут новые навигации, новые рейсы – трудные и неповторимые плавания по своенравным северным рекам. Ждет дело, требующее настоящего мужского характера, твердой воли и большой ответственности.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.