Капли росы, светящиеся на солнце, в которых как бы отражается вся красота русской природы, – так предстают перед нами работы Владимира Куликова. Хотя они неотделимы от традиционных украшений, принцип письма художника – «опираться на традиции, но не копировать», быть как можно ближе к природе с ее неповторимостью. Каждая вещь своеобразна, непохожа на предыдущие, но их сближает одно – неиссякаемая фантазия и творческая мысль мастера.
Художник работает не с драгоценными металлами и камнями, а в основном с медью, используя как отделочный элемент дерево, гальку, стекло, ракушки и другие «неблагородные» материалы. А для этого нужно иметь тонкий вкус, богатое воображение, новые и новые творческие замыслы и решения. Куликов обычно терпеливо и внимательно исследует возможности различных материалов. Медь стала основным металлом в его творчестве благодаря ее мягкости, гибкости, ковкости. Ее можно прочеканивать, создавать необычные, сложные узоры и переплетения.
Владимир Куликов живет в Туле, городе, издревле славившемся мастерами с тягой к художественной обработке металла. Продолжая традиции своих предков, он создает изделия всевозможных видов: напольные декоративные вазы, подсвечники, настенные блюда, панно. Но особой прелестью, свежестью веет от женских украшений. Словно гроздья спелой смородины, горят ярко-красные прозрачные камни (комбинация различных материалов), ниспадают ровными полукружьями – заглядишься. Легкость, воздушность – результат долгих творческих исканий художника, тщательного подбора материалов, когда получаются неожиданные, полные гармонии и совершенства сочетания.
Создавать из металла и «бросовых» материалов произведения искусства – не основное занятие Владимира Куликова, а лишь увлечение, которому отдается все свободное время. Работает он в институте Тульскгражданпроект, проектирует жилые районы для Тулы и Тульской области. У этого человека хватает времени и на большую общественную работу. Он член правления Тульской организации Союза архитекторов СССР, заведует секцией по проблемам застройки и благоустройства села, руководит секцией архитектурных памятников при областном Всероссийском обществе охраны памятников истории и культуры. Чтобы строить современные, яркие, интересные по своему решению здания, нелишне быть не только архитектором, но и художником, искусствоведом.
Владимир Куликов тщательно изучает памятники деревянного зодчества, декоративно-прикладное искусство древней Руси, приемы оформления интерьеров зданий прошлых веков: резной камень, изразцы и роспись, узоры деревянной резьбы, художественное литье... Это помогает художнику в его творчестве, где традиционные орнаменты и рисунки служат основой для поиска новых художественных решений.
Любуясь самобытными работами тульского мастера, невольно восхищаешься его стремлением – все свои силы, знания отдать людям, возродить старинные русские традиции и сказать в искусстве свое яркое слово.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Рассказ-фантазия