...На Ульбрус мы поднимались на фуникулере. Саша Карякин задумчиво смотрел в окно. Внизу по белоснежному ущелью неслись горнолыжники в ярких костюмах. Склоны гиганта Кавказа вздымались все выше, и Саша вдруг оживился, показал рукой на чуть приметную тропу, петляющую по круче.
– По этой дороге мы и шли на первые восхождения...
Он рассказал, как это было.
...Тогда их уже знала вся республика. Документальный фильм «Преодоление», снятый оператором Анатолием Паниным, был показан по Центральному телевидению, представлен на международный конкурс. Кинокадры рассказывали о труднейшем мотопробеге через восемь (!) кавказских перевалов группы спортсменов, в составе которой были и братья Карякины. В этом пути случалось всякое: победы, падения, аварии, отступления. Неудачи, наверное, и привели братьев к мысли создать мотоцикл принципиально иной, более совершенной «горной» конструкции.
Сколько перечитали книг, журналов, научных статей, сколько чертежей просмотрели! Главная идея родилась в горячих спорах. Они выбрали модель «монотрак», или попросту гусеничный движитель. Не вдаваясь в технические тонкости новой конструкции, расскажу лишь о некоторых общих особенностях нового мотоцикла. За основу была взята машина марки «ЧЗ-250». Двигатель оснастили устройством принудительного охлаждения и наддува цилиндров – против «кислородного голодания» Изменили переднее колесо: сделали более широким, шина со стальными шипами. Вместо заднего колеса установили оригинальную гусенично-колесную «пару»: специальная резино-металлическая лента с шипами получала вращение от двух резиновых роликов, причем при наезде на камень или другое препятствие задняя подвеска совершала особое «перешагивающее» действие – словно луноход... Впервые Карякины применили и «самовытаскиватель». Этот механизм позволял мотоциклу подниматься вверх даже на очень крутых склонах...
Машину Карякины испытывали в горах и на ледниках Баксанского ущелья. Мотоцикл работал надежно. Тогда они и решили готовиться к покорению Эльбруса.
17 августа 1979 года им, наконец, представилась возможность штурмовать вершину. Ночью подморозило, но утром с восходом солнца снежный наст стал быстро слабеть, расползался. Успех теперь определялся только скоростью движения к вершине. Группа шла стремительно. Но мотоцикл Александра попал в трещину. Пока вытаскивали, ремонтировали, прошел час. Основная группа – один «монотрак» и три кроссовых машины – продолжала подъем. Вскоре безнадежно вышел из строя мотоцикл Кахиани. К тому времени Геннадий Карякин на «монотраке» был уже в седловине. Он ждал братьев, идти в одиночку к вершине, изменить план восхождения не решился. Когда подъехали остальные, наст уже не держал машины – они проваливались по баки, вокруг колес кипела снежная каша. Рекорд все же состоялся: групповое покорение высоты 5300 метров! Но подниматься выше на мотоциклах было невозможно. Возвращались они нерадостные: восхождение на купол вновь откладывалось...
И снова подготовка. За зиму Карякины построили второй «монотрак», в конструкции которого воплотились их новые, интересные задумки. Этой машине не страшен был даже рыхлый снег. Восхождение на Эльбрус они повторили летом восьмидесятого. Шли на двух мотовездеходах. Еще никогда и никто не поднимался так стремительно по снежной шапке Эльбруса. Лишь нелепая случайность помешала им и на этот раз въехать на вершину – попали в зону камнепада, пришлось спускаться.
...Мы стоим на снежной трассе, рядом со станцией канатной дороги. Горизонт заслоняет цепь причудливых белых великанов – Главный Кавказский хребет. А рядом, всего в нескольких километрах от нас, сияет снежный купол Эльбруса.
– Готовимся к решающему броску на вершину. – говорит Саша Карякин, – теперь у каждого из нас будет свой «монотрак». Машины эти надежней, выносливей первых образцов. Конечно, покорив Эльбрус, будем штурмовать другие вершины. Но это не главная цель. Хотим создать мотоцикл, способный помогать человеку на любой горной высоте. Технических проблем много – все приходится делать своими руками, отдавая часы досуга и отдыха. Детали и материалы покупаем вскладчину. А шефов, к сожалению, у нашего детища пока нет. Словом, трудно. Но никто из нас не отступил от мечты, не разочаровался. Это и понятно: нужная машина!..
Да. новая машина нужна геологам и горноспасателям, чабанам и топографам. И еще она нужна как пример самоотверженного поиска и смелого риска, преданности мечте и стремления людей к большой цели.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.