He все комсомольцы ясно отдают себе отчет, почему именно Карла Либкнехта - мы считаем вождем молодежи. Многие думают, потому, что Карл Либкнехт - был молод. На самом же деле это не так. Либкнехт был в одних летах с Владимиром Ильичей. В момент смерти ему было 48 лет.
И все - таки Либкнехт прежде всего - вождь молодежи!
Никакое бремя прожитых лет, никакие тяжелые условия не сокрушали вечно юного характера Либкнехта.
Карл Либкнехт - первый организовал молодежь для революционной борьбы. И до последнего момента своей жизни он оставался руководителем не только всего революционного движения, но в особенности юношеского.
В 1907 году, когда Либкнехт успел уже окончить университет, побывать в шкуре солдата императорской армии, в немецком городе Штуттгарте собрался первый мировой съезд социал-демократической молодежи. На этом съезде организовалось Международное Бюро Юношеского Интернационала.
В этом же году Либкнехт впервые выступил против милитаризма. Его книга «Милитаризм и Антимилитаризм» наметила новые пути партийной работы.
За эту книгу Либкнехта присудили к полутора годам крепости, за государственную измену.
После выхода из крепости, Либкнехта избрали в прусский парламент. Он поехал в Америку и там наглядно убедился в губительности капиталистического строя. Через два года он был уже членом Всегерманского рейхстага. Будучи членом правительства, он неоднократно произносил речи против войны и милитаризма.
Его горячность, прямолинейная откровенность озлобляли многих членов, даже его собственной соцмал - демократической, партии.
Крупп - крупнейший заводчик в Руре. Целый город Эссен принадлежит ему, со всеми заводами, улицами, домами и тысячами рабочих, которые на него работают.
В Эссене до войны изготовлялись исключительно пушки, снаряды, пулеметы, фабриковались удушливые газы и проч. Крупп - делал войну. Ему нужно было наладить огромное истребление человечества, чтобы найти сбыт своему производству.
В 1913 году адвокат Карл Либкнехт раскрыл тайный договор между императором Вильгельмом и фабрикантом Круппом. Они сговорились о войне за год до ее начала. Это одинаково выгодное дело и для императора и для капиталиста.
За такое ужасное преступление, за преднамеренный сговор об истреблении миллионов людей - судили не убийц, а Либкнехта, за «оскорбление императора».
Началась война. На много верст растянулись фронты. Люди заполнили окопы и траншеи.
Тяжело пришлось европейской рабоче-крестьянской молодежи в эти дни. Миллионы лучших юношей Германии, Англии, Франции тот возраст, который сейчас составляет гвардию КИМ'а, гнили в окопах, удобряли своей горячей кровью липкую грязь на полях.
А в Германском рейхстаге в эти дни можно было бы видеть великолепное зрелище: социал - демократы голосовали за кредиты на войну. Предатели, забыв свои лозунги и идеалы, благословляли всемирную бойню!
Только одна рука поднялась против. Это была рука Карла Либкнехта. Когда ему указывали на парт - дисциплину, он говорил, что плюет на соглашательскую парт - дисциплину:
- Я связан высшей дисциплиной - международной солидарности, - отвечал Либкнехт.
В эти дни он был одинок. Вся партия оставила его.
Только молодежь, не соглашательская, а подлинная, заводская, была надежной опорой и союзником Либкнехту.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
По материалам и воспоминаниям
Крах одного заговора