Теперь уже каждому ясно, что наша партия едина на основе ленинского учения. Очередная, и надо полагать, последняя попытка сделать партии троцкистскую прививку - потерпела крах. Вся партия - от старых бойцов, прошедших во главе с Ильичом долгий путь поражений и побед, до комсомольцев, допризывников и рекрутов большевизма, твердо сказала: «Разбольшевичить партию никому и никогда не удастся. На оборот: надо еще более обольшевичить ее ряды».
Рабочая молодежь и комсомольцы привыкли видеть тов. Троцкого в числе тех, кто шагал впереди партии, а не тянул ее в сторону; это понятно, так как мы, молодежь, на политической арене еще новички. Но т. Троцкий в истории партии выступает в нынешней роли далеко не на правах новичка. Наоборот, теперь яснее ясного, что он оставался последовательным противником основ ленинизма не только в течение 15 лет, затраченных им на яростную войну против большевиков; от своих важнейших ошибок он не отказался, даже вступив в ряды РКП. Здесь они не раз тем или иным углом прорывались наружу. Статья Троцкого «Уроки октября» соединяет эти ошибки в законченный - и старым партийцам давно знакомый - троцкистский узор.
Новый троцкизм - подстриженный и приумытый «под большевика» последыш старого троцкизма. Старый троцкизм - заклятый враг Ленина и большевиков. Вот почему нельзя ограничиться тем отпором на выступление Троцкого, который уже дан. Надо, чтобы каждый комсомолец понял смысл и глубину разногласий между Троцким и партией. Наша задача, - помочь «похоронить троцкизм, как идейное течение»1) Ленинский комсомол должен неутомимой учебой добиться того, чтоб троцкизм, как и всякая иная попытка исказить учение Ленина, не имела ни одной точки опоры в подрастающем поколении рабочих и крестьян.
Наша партия имеет три отличительных черты, без которых она не могла бы победить в октябре, не могла бы вести за собой Коминтерн, не могла бы на такую высоту поднять политическую и хозяйственную мощь нашей страны. Эти черты сложились на протяжении всей истории РКП.
Первая черта состоит в том, что наша партия, оставаясь партией пролетарской, сумела повести за собой крестьянство. Ленин учил гашу партию, что только, завоевав на сторону рабочего класса крестьянские массы, она станет на путь прочных побед. Здесь - основной узел большевизма, и здесь - же - пробный камень для каждого большевика.
Этот камень оказался камнем преткновения для троцкизма. Недооценка роли крестьянства - такая - ж е неотъемлемая часть троцкизма, как учение о союзе с крестьянством неотъемлемая часть ленинизма. Но ведь именно здесь - основное решающее слово, сказанное и воплощенное в жизнь нашей партией, слово, без которого большевизм - не большевизм. Уже по этому одному троцкизм несовместим с большевизмом.
Вторая отличительная черта нашей партии состоит в том, что она представляет собой вылитый из одного куска стали боевой отряд. Ленин боролся за такую партию, и такую партию построил. РКП немыслима без ее железной дисциплины, без ее единой воли, неизменно сочетающейся с подлинной близостью к широчайшим массам трудящихся.
Кто противостоял Ленину в борьбе за такую партию? Меньшевики и Троцкий, который в РКП вступил только в 1917 г. В течение доброго десятка лет вплоть до 1917 г. борьба против большевистской партийности была основной профессией Троцкого. Он мечтал о лоскутной партии, сшитой из фракций, группок и группировочек. Когда задача состояла в том, что бить меньшевиков, Троцкий хлопотал о том, чтобы сосватать их с большевиками. Этим он не только мешал рабочим узнать цену социал - предательства, но и сам оказывал социал - предательству неоценимые услуги. Ленинские взгляды на партию Троцкий называл «заговорщицкими», «казарменными».
Меньшевистская расхлябанность в воззрениях на партию так же характерна для троцкизма, как железная организация и дисциплина характерны для ленинской партии. Без этих черт РКП не была бы РКП. Непонимание Троцким смысла большевистской партийности говорит еще раз за то, что троцкизм - инородное тело в нашей партии.
Третье, без чего невозможно вообразить нашу партию, это ее превосходное ядро, ее старая гвардия. «У нас в России» писал Владимир Ильич в 1921г.2) выработка группы руководителей шла 15 лет (1003 - 1917), 15 лет борьбы с меньшевиками, 15 лет преследований царизма, 15 лет, среди которых были годы первой революции». В течение 15 лет Ленин тщательно и заботливо подбирал и проверял на деле эту группу руководителей РКП, лучших соратников Ленина и будущих продолжателей его дела.
Тов. Троцкий, который те же 15 лет посвятил борьбе против большевиков, в свое время объявлял самого Ленина мрачным воплощением всех темных сторон русского рабочего движения. После того, как Троцкий очутился внутри партии
он борьбу в таких формах, конечно, прекратил. Но когда Ленин ушел от руля, Троцкий снова облюбовал большевистский ЦК в качестве мишени для ожесточенных нападок. Но ведь каждому ясно, что эта группа учеников Ильича является правомочным его преемником, подлинным вождем партии и всего Коминтерна, ведущим по пути Ильича. РКП без ее старой гвардии не РКП, но троцкизм без его недоверия к этой старой гвардии, а значит, и ко всей партии - не троцкизм. Эго только окончательно подтверждает, что троцкизм - течение не только чуждое, но и враждебное большевизму.
По этим трем линиям располагаются все ошибки Троцкого - и старые, и новые, и большие, и малые 3).
В противовес большевистскому взгляду на роль крестьянства в революции Троцкий выдвинул теорию «перманентной революции», где под мудреной вывеской прячется попросту толкование крестьянства, как сплошной контр - революционной силы. Эта теория в то же время носит печать явного неверия в силы русской революции и русского пролетариата. В противовес большевистскому взгляду на партию Троцкий навязывал рабочему классу меньшевистский кисель. Отрыжки этого - на лицо и в прошлогодней дискуссии, когда Троцкий обрушился на «аппарат» и «аппаратчиков». Наконец, в противовес ленинской старой гвардии он пытался в прошлом году выдвинуть молодежь, а когда позиция комсомола показала, что это не пройдет, что молодежи от партийных «стариков» клещами не оторвешь, он стал недвусмысленно противопоставить ленинскому ЦК - никого иного, как самого себя.
Вот куда направил свои три главные стрелы Троцкий: в «основной нерв большевизма» - учение Ленина о роли крестьянства; в становой хребет большевизма - учение Ленина о партии; в руководящее ядро РКП - ленинский ЦК. Как видите, дело идет не о пустяках. Стрелок метил неплохо. Поразить эти три места - значит не оставить камня на камне в ленинской РКП.
Но годы борьбы под началом Ленина недаром закалили партию. Все стрелы пойманы на лету, обломаны и переданы нам - в качестве наглядного пособия при изучении большевизма. В известном письме ЦК, МК и ЛК Комсомола мы опасались, что выступление Троцкого - «препятствие в деле большевистского воспитания молодежи». Это опасение уже на половину отпало. Но в различных плоскостях, по иным поводам бои за ленинизм еще, конечно, предстоят. Давайте же готовиться к этим боям. Давайте же всем Комсомолом внимательно проследим историю каждой ошибки Троцкого. Это нам поможет усвоить основы большевизма, которые никому и никогда не пошатнуть.
1) Выражение тов. Сталина.
В 9-м номере читайте о Верховном канцлере Российской империи в годы правления Елизаветы Петровны Алексее Петровиче Бестужеве-Рюмине, о нелегкой, драматической судьбе первого российского посла в Афганистане Ивана Викторовича Виткевича, о Надежде фон Мекк – женщине, видевшей смысл своего существования в музыке Петра Ильича Чайковского, о жизни и творчестве Квентина Тарантино, окончание остросюжетного романа Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.