«ЛИЦОМ К ПРИРОДЕ, лицом к деревне!» - вот какой лозунг должен быть положен в основу тех интересных и разнообразных экскурсий, которые можно провести летом.
Но как проводить эту работу? Конечно, прежде всего, не вразброд, не по одиночке. Лучше всего собраться группой в несколько человек, разработать определенную программу и по ней уже проводить экскурсионную работу. Потому что работа без программы, чисто случайные экскурсии со случайным составом в каждой экскурсии - никакой пользы принести не могут: они дадут каждому участнику случайные, ни чем не связанные впечатления и он, конечно, не получит ровно никаких знаний.
Наоборот, надо стремиться к тому, чтобы отдельные экскурсии были бы «циклом», т. - е. рядом экскурсий, объединенных одной общей задачей.
Возьмем хотя бы такой пример. Нужно организовать ряд экскурсий, задача которых - показать и объяснить состояние сельского хозяйства какого - нибудь района. Тут возможны и экскурсия по изучению почвы данного района и по знакомству с употребляющимися в данной местности типами сельскохозяйственных машин, полезна также экскурсия в ближайший агрономический пункт руководящий изучаемым районом, с целью выяснить организации, формы и содержание производимой агропунктом работы. В цикл могут войти и экскурсии в крестьянское, коллективное и советское хозяйства: экскурсии в рай - или волисполком, дом крестьянина, или избу - читальню, где можно попытаться понять насколько и чем именно работа исполкома или избы - читальни помогает поднятию сельского хозяйства в районе.
Если район электрифицирован, возможна экскурсия на снабжающую энергией район электрическую станцию.
Таким образом ясно, что материал экскурсий может быть очень разнообразен, различен и в зависимости от местных особенностей экскурсии могут изменяться: например, в засушливой местности, где имеется искусственное орошение можно устроить экскурсию, знакомящую с организацией и достижениями, именно, этой области сел. - хоз. В местности болотистой интересно поставить вопрос мелиорации и познакомиться с ней путем организации экскурсии или на болотистый участок, чтобы понять его отрицательное значение в хозяйстве района, или, если начата осушка, познакомиться с вопросам о способах борьбы с болотом (мелиорация).
Но при всем различии, в зависимости от местных условий все эти экскурсии имеют одну общую задачу ответить исчерпывающе на поставленный вопрос: каково состояние сельского хозяйства в изучаемом районе и каковы способы его поднятия.
Но количеству экскурсий циклы могут быть различны. Уже две - три экскурсии могут достаточно познакомить участников с изучаемой темой, но лучше для полноты изучения увеличивать число экскурсий в цикле до 5 - 6, считая приблизительно одну экскурсию в неделю. Длительные циклы можно рекомендовать для исключительно спаянной, крепкой группы, т. к. - такая долгая экскурсионная работа достигает полного результата только в том случае, если состав группы будет постоянный, и каждая новая тема расширит или углубит предшествующие впечатления - Опыт показывает, что большой устойчивостью отличается работа в течение месяца, полутора - не больше. По задачам и содержанию экскурсионные циклы могут быть очень разнообразны, в зависимости от того экскурсионного материала, который имеется в наличии. Наметить их, даже приблизительно, очень трудно. И здесь важно иметь в виду только то, что все эти циклы должны служить основной цели всякой культурной работы комсомольца - выработать из себя активного и вооруженного знаниями работника.
Мало того, неустанная работа комсомольца над своим политическим просвещением может быть продолжена и углублена летом экскурсиями по местам, богатым революционным прошлым. В Москве и других городах разработаны ряд тем по улицам, где произошли особенно яркие моменты классовой борьбы. Там же, где такие темы не разработаны, группа комсомольцев может самостоятельно подобрать материал по опросам и записям рассказов очевидцев или участников революционных событий и восстановить их по всей их жизненной полноте и красочности.
Организация экскурсионной работы должна протекать так: группа коллективно устанавливает желательное содержание работы, ее длительность, и, может быть, и основные моменты работы, и уже с определенными желаниями и намеченным планом обращается в соответствующий организационный центр - Политпросвет, ОНО, РЛКСМ и др. за специалистами по проведению отдельных тем.
Для того, чтобы работа не пропадала бесследно, необходимо еще одно условие - учет работы в письменной форме - дневники, протоколы собраний, где ведется проработка материала, составление график – диаграмм-карт и т. д. Только такое закрепление материала даст участникам экскурсий действительно получить знания и за одно лето сделать больше, чем за две зимы кружковой работы.
Обязательный учет экскурсионного материала - последнее и необходимое условие успеха экскурсионной работы летом.
Итак, не спите. Лето коротко, его надо использовать, как можно полнее и разумнее.
В следующих номерах будет помещена статья о дальних экскурсиях.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.