Имеются здесь (около г. Никополя) запасы марганца, исчисляемые в 50.000.000 тонн.
Как мало сделано, и как много можно сделать!
Рабочие, совершившие своими руками социальную революцию, делают теперь революцию экономическую и техническую.
Счастливым для юга Украины обстоятельством явилось то, что здесь имеются в большом количестве и прекрасного качества одновременно и уголь и железо. На Урале тоже множество железных руд, но там нет каменного угля, а выплавка железа (чугуна) из руд производится при помощи угля (а доменных печах). Разработка железных руд Урала производится уже несколько столетий, а чугун там выплавляется на дорогом древесном угле. В этом причина того, что юг за последние десятилетия обогнал Урал в выплавке чугуна во много раз.
В 1913 году здесь было выплавлено до 190 миллионов пудов чугуна.
В настоящее время по проекту «Югостали» южная металлургическая промышленность сосредоточена на 4 - х заводах - Брянском, Днепровском, Юзовском и Макеевском, которые при полном своем восстановлении могут дать 80 миллионов пудов чугуна. Однако, та же программа предполагает уже в 1930 - 31 г. выплавку довести до 120 млн. пудов. Поэтому является необходимость в по - стройке нового завода, предполагаемого в г. Запорожье, для выплавки недостающих 40 млн. пудов. К этому же заводу будут присоединены электрические печи для получения электростали.
В Никополе, районе запасов марганца, предполагается организовать завод по электрической выплавке ферро - марганца на 12 млн. пудов в год.
В Запорожье, вблизи залежей каолина (особый сорт глины), будет по строен завод для изготовления фарфоровых изоляторов, служащих для проводов электропередач высокого напряжения.
Эти проекты и еще целый ряд других неразрывно связаны с грандиозным проектом грандиозной Днепровской гидростанции. Их легко осуществить, имея дешевую электрическую энергию, и их необходимо осуществить, чтобы практично использовать эту энергию.
Как и заводы, и рудники, одновременно с гидростанцией проектируются и железные дороги. Будет построена линия Демурино - Запорожье - Марганец, которая явится частью будущей жел, - дор. сверх магистрали Кривой Рог - Запорожье - Донбасс - Царицын.
Естественно, что по окончании постройки гидростанции эта дорога будет электрифицирована. Огромные мосты будут перекинуты около гидростанции через Днепр. Мосты эти будут двухъярусные: в нижнем ярусе пропуск железной дороги, в верхнем - обыкновенной дороги для городского движения.
Городское движение необходимо должно появиться, потому что вокруг гидростанции неизбежно вырастет большой город. Под городскую застройку отведен остров Хортица, лежащий среди Днепра, против г. Запорожья. Остров этот имеет большую и своеобразную историю: здесь был главный штаб запорожской казацкой вольницы. Здесь укрывались от шляхетского (польского дворянского) гнета и насилия потерявшие терпение, украинские крестьяне. Здесь образовали они своеобразную общину средневековых революционеров.
Истории угодно было, чтобы на месте их бунтарской, полу - анархической коммуны выросло огромное сооружение организованного коммунистического общества.
Где прежде сновали утлые челны запорожцев, скоро появятся не только речные, а даже морские суда.
Для того, чтобы эти суда могли пройти по нижней части Днепра, на участке Запорожье - Херсон, необходимо углубить здесь Днепр до 5 метров. Для этого в той части реки, где нельзя обойтись просто землечерпанием, будут сооружены плотины и шлюзы.
Как и в Запорожье, напор, созданный этими двумя плотинами, будет использован для добывания электрической энергии в двух малых гидростанциях, которые по отношению к Запорожской станции будут резервными.
Из всех сооружений в 1 - ю очередь намечена постройка Кичкасской плотины и гидроэлектрической станции, с установкой на первое время генераторов только на 300.000 л.с, постройка 4 - х камерного шлюза на левом берегу Днепра и жел. - дор. линии Демурино - Запорожье - Марганец, протяжением 173 версты.
Общая стоимость всех работ 1 - ой очереди равняется 90 миллионам довоенных рублей, при чем на сооружение плотины падает 30 мил. рублей, а на сооружение жел. - дор. линий с мостами 20 мил. рублей.
К работам 2 - ой очереди относятся дооборудование гидростанций и электропередач, шлюзование нижнего Днепра и дноуглубительные работы на нем, переустройство Запорожского и Херсонского речных портов, осушение плавней Днепра.
Переустройство Херсонского порта необходимо вследствие неизбежного экономического подъема всего края, усиления судоходства и грузооборота по Днепру и в связи с этим все большего посещения Херсонского порта большими морскими судами с осадкой до 10,5 метр.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.