ЗАКАНЧИВАЮТСЯ РАБОТЫ на Волхов - строе. В начале 1926 г. Волховская гидроэлектрическая станция пошлет свои 80.000 лош. сил в заводы и фабрики Ленинграда.
Достраивается одновременно и ряд других станций: Шатурская под Москвой, Каширская, Кизеловская, Штеровка в Донбассе. Одновременно растут повсюду мелкие крестьянские и кустарные электростанции.
Кое - что уже сделано в деле электрификации нашей страны, в деле выполнения ленинского завета.
Мы полны гордости сделанным. Но мы не собираемся «почить на лаврах».
Новое и огромное электростроительство начинает наша бедная материальными средствами, но богатая бодростью, Республика.
КТО И НЕ СЛЫХАЛ еще об этом новом деле, а только сейчас впервые прочел это коротенькое слово, тот уже знает, где будет производиться эта работа.
Ну, конечно, на р. Днепре, в том месте, где «старый» Днепр перепрыгивает, прорывается через гранитные скалы, преграждающие ему путь. Днепровские пороги представляют собой несколько крупных перепадов воды (числом 9), ряд более мелких («заборы») и отдельные крупные камни и скалы, разбросанные по реке.
Порожистая часть Днепра тянется на протяжении 95 километров от гор. Екатеринослава до гор. Запорожья. Между порогами расположены, на расстояниях по нескольку километров, спокойные «плесы», с более пологими берегами и песчаными островами.
В своем настоящем состоянии пороги представляют непреодолимое препятствие для «взводного» (вверх по реке) судоходства и тяжелые затруднения для сплавного. Малы глубины воды, велика скорость его течения.
Вот почему Днепровские пороги были названы «вековой несправедливостью природы» по отношению к великому пути «из варяг в греки», водному пути от Балтийского моря по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, озеру Ильмень, р. Ловати, Днепру и Черному морю в Константинополь.
Так было сотни и даже тысячи лет на памяти человека.
Но, беспокойная человеческая мысль не могла примириться с этим.
Уже во второй половине 18 - го столетия пытались так или иначе осуществить непрерывное судоходство по р. Днепру, но слабой технике того времени эта задача была не под силу. До начала 20 - го века было несколько предложений о шлюзовании р. Днепра, но все они оставались только на бумаге.
С начала нашего века непрерывный поток проектов и предположений вынуждал царское правительство заняться этим вопросом серьезно. Все эти проекты предполагали только улучшение судоходных условий, а об использовании энергии падающей воды речи не было.
Октябрьская революция в корне пересмотрела весь прежний уклад жизни, а с ним подверглись пересмотру и старые проекты. Стало ясно, что не одни задачи судоходства должно преследовать шлюзование Днепра, а, одновременно, и использование «белого угля» порогов для предоставления дешевой энергии промышленности и сельскому хозяйству страны.
В настоящее время Управление Днепровского Строительства разрабатывает проект известного русского строителя и знатока водного хозяйства, проф. И. Г. Александрова, в котором предусматривается не только разрешение вопроса о непрерывном судоходстве по Днепру, но и использование энергии падения воды.
Днепр в своей порожистой части оказывается очень удобным для использования его энергии.
Оба берега здесь высоки. Ширина реки летом и зимой - от 400 до 750 метров, весенние разливы редко где значительны по ширине, и вода подымается высоко только по балкам (оврагам).
Общее падение порожистой части от Екатеринославского жел. - дор. моста до предполагаемой Кичкасской плотины - свыше 33 - х метров.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.