Комсомольский писатель Георгий Шубин

И Машбиц-Веров| опубликовано в номере №19-20, декабрь 1924
  • В закладки
  • Вставить в блог

ГЕОРГИЙ ШУБИН - молодой писатель - комсомолец. Ему 19 лет. Жизнь его похожа на жизнь тысяч и десятков тысяч других комсомольцев. Полурабочий, полукрестьянин - он до 10 лет жил в деревне, где кончил сельскую школу. После - завод, станок. А с 15 лет - Комсомол, фронт, партработа.

ПИШЕТ Шубин о том, что видел, знает, глубоко пережил. Темы его творчества - деревня, завод, Комсомол.

Конечно, деревню и завод можно рисовать по - разному. Можно из жизни нашей огромной родины ухватить лишь одни темные стороны. Можно не замечать, или не хотеть замечать, нового, здорового, созидающего, как это и делают некоторые писатели...

Шубин не таков: он правдив. Рисуя, без прикрас и искренне, темную, невежественную, дикую русскую деревню, он, однако, не забывает и нового, светлого в ней. Он не слеп на это здоровое новое.

В ДЕРЕВНЕ, которую рисует Шубин, на первом плане - напряженная борьба между грубо - невежественными отцами и новым, нарождающимся поколением, которая сейчас ведется во всех деревнях и селениях СССР. В этой деревне грубые отцы жестоко избивают своих детей, выгоняют их из дома за то, что они комсомольцы. Гнев и боль охватывают этих отцов при мысли, что их дети идут заодно с большевиками.

В рассказе «Молодняк» следующим образом представлены переживания мужика Терентия, узнавшего, что его сын, Пашка, ушел с красными: «Мужик сгорбился, точно из спины выдернули хребет. Казалось, - у Терентия брызнет кровь через кожу на побуревшей шее». Терентий в гневе избивает мать, маленького сынишку и т. д. и т. п.

Конечно, у этих отцов также и соответствующе - дикие, неверные взгляды на советскую власть. Тот же мужик, Терентий, следующими словами объясняет другому мужику существо советской власти и почему мужику не годится идти с коммунистами: «У пролетария машина бога не боится - пролетарий и бунтует. А полями бог правит. Стань за коммуников - бог те и напустит засуху»...

ОДНАКО, за темнотой и дикостью деревни Шубин не забывает и ее светлых, новых, созидающих начал. Об этом новом Шубин может рассказать много интересного, ибо он сам это новое пережил, сам его строил.

И вот - на фоне деревенской и провинциальной темноты - писатель выводит новое: рядом, с грубыми отцами - собственниками - в деревне растет Комсомол; рядом с молодежью, не желающей измениться, учиться, видеть новое - растет молодежь вся, целиком и беззаветно отдавшаяся революции. Рассказы Шубина («Разведчик», «Молодняк», «Отрезанный ломоть», «Из записок комсомольца», «Катя» и др.) и выводят целую галлерею этого нового поколения, воспитанного Октябрем.

В ОБРИСОВКЕ своего родного и любимого - Комсомола Шубин, как и везде, остается искренним и правдивым. Комсомол он дает живым, таким, какой он есть в действительности - со всеми его недостатками, сомнениями, борьбой со старыми пережитками в самом себе... И эта жизненная правдивость делает произведения Шубина особенно привлекательными. Читатель видит перед собой не вымышленные досужей фантазией фигуры, а живых, борющихся и страдающих подростков, - и он с ними вместе все переживает... Как пример, приведу одну сценку (из рассказа «Разведчик»): Шубин рисует подростка - комсомольца, добровольного разведчика. Мальчик вызвался доставить сведения о расположении белых частей и направляется в ближайшую деревню.

Уже долгие часы тянется одинокая дорога. Приближается ночь... Воют волки... Голодно... Мальчик один, затерянный среди лесов... И вдруг его охватывает дикий страх. Не хочется идти к белым - его там расстреляют. Не хочется умирать... Но и возвратиться без сведений он не может: стыдно товарищей.

И вот мальчик, почти ребенок, идет и плачет. Одинокий, измученный, затерянный он идет на смерть и ревет скулящим, звериным воем...

Конечно, в этой сценке комсомолец представлен небольшим героем. Но эта совершенно удивительная по глубине и правдивости сценка - неотразимо влияет на читателя. Она не забывается. Не давая театрального, показного геройства, не давая необычайного подвига - она дает живого - из плоти и крови – человека.

ЧТОБЫ стать большим художником, необходимо много работать над самим собой, необходимо большое образование. Шубину же только 19 лет и он еще очень мало учился. Поэтому мы встречаем у Шубина ряд недостатков. Так, например, Шубин часто и подробно останавливается на отдельных, побочных сценках, и от этого вещь теряет в своей стремительности и цельности. Он также говорит в одном и том же рассказе, иногда на одной и той же странице разными языками: то языком бесстрастного наблюдателя, то радостным, наивным языком ребенка, то стилизованным (изощренным) языком народной сказки - песни: от этого у читателя создается смешанное, неясное, хаотическое впечатление. Есть и другие недостатки, но они все поправимы.

Нужна учеба. Нужна упорная и постоянная работа над художественным материалом, над словом, над общим образованием. И тогда Шубин сможет выйти на широкую дорогу, тогда он сможет стать большим, значительным художником.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В июльском номере читайте о трагической судьбе младенца-императора Иоанна Антоновича, о жизни и творчестве замечательного писателя Ивана Лажечникова, о композиторе Александре Бородине - человеке весьма и весьма  оригинальном, у которого параллельно шли обе выбранные им по жизни стези – химия и музыка, об Уильяме Моррисе -  поэте, прозаике, переводчике, выдающимся художнике-дизайнере, о нашем знаменитейшем бронзовом изваянии, за которым  навсегда закрепилось имя «Медный», окончание иронического детектива  Елены Колчак «Убийство в стиле ретро» и многое другое



Виджет Архива Смены

в этом номере

Кто виноват в смерти Розы

Заводские ребята о рассказе Роза Мелевич

Прошлое большевика

Автобиография Сергея Малышева. Печатается впервые