Роман
В Москве арестован Эрбе, при нем найдены адские машины и зашифрованная записка. Шифр - двойного обозначения. Следователь Костин раскрывает его. Нити дела тянутся из - за рубежа. Андрей и Сергей направляются следователями в Батум. Они едут как представители Эллинского общества. Дорога полна приключений. Встречают английский миноносец, открывают берега Пиленково, где вместо Поти - белые; в Поти Сергея арестовывают, но он освобождается. В Батуме Андрея узнают, он бежит. В Тифлисе Сергею удается посредством бокса освободиться от офицеров и бежать на автомобиле. Шофер, Саша Стуков, оказывается «своим».
В Батуме Андрей по газетной статье узнает коммуниста. Осторожный разговор между ними и Андрей знакомится с подпольем. В тот же день ему удается подслушать разговор двух бывших офицеров - и он вербует их себе в работники. В духане Андрей случайно расшифровывает записку: Мария 14 - I - Мариинская ул. Он снимает там комнату и узнает подробности заговора.
Сергей у боксера (которого изображает Саша Стуков) встречается с Андреем, и они намечают дальнейший план действий. Между тем Саша Стуков, приглашенный к полковнику Войтинскому, попадает в западню - с трудом освобождается и убегает, захватив с собой важные документы.
Между тем к английскому генералу Кук - Коллис с секретными донесениями прибывает от Врангеля один офицер. Саше Стукову в качестве шофера, провожающего офицера на пароход, удается толкнуть его на сходнях пристани. При этом портфель летит в воду и ею достает для Стукова «свой лодочник».
Чтобы предупредить планы врагов. Стуков и Леонид, с согласия Сергея, решают взорвать нефтяные баки. Это предприятие им удается.
На Батумском вокзале эсерка Катя узнает в Сергее мнимого боксера и вместе со своим спутником начинает его преследовать, Сергею и Валико удается скрыться, Валико, под видом корниловца, проводит Войтинского и тот дает ему поручения в Новороссийск с нитями заговора.
Андрей продолжает работу в Батуме и вовлекает нового работника, Виктора Стрепетова. Девятая глава переносит действие в Москву. Миша выслеживает на Столешниковом заговорщика, тот, захваченный раненым, умирает. При вскрытии обнаружена проглоченная им тряпка.
Библиотекарь Всероглавштаба, терроризированный белогвардейцами, готовится к выдаче им секретных документов.
Да... Но тогда Деникин был под Орлом, я думал...
-Вы в наших руках, вот так, - и вскочив, он до боли сжал своими длинными тонкими пальцами пухлую руку старика, - вот так. Поняли. Вы забыли свою родину, честь! Вы должны искупить свою службу у большевиков. Одним словом, - продолжал он уже более спокойно, -нас мало интересуют ваши мысли и расчеты, нам важно ваше положение, ваши возможности. Ну, а затем, вы получите, разумеется, известное вознаграждение за свой риск, сможете переехать за границу. А если нет, - угрожающе закончил он, - то ведь мне исчезнуть отсюда не трудно, а ваше письмо мы перешлем в Чека.
-Ну что ты, что ты, Вацлав... Я ведь вовсе не говорю... Только трудно... А я готов... конечно...
Он дрожал и его полное, сразу обмякшее и побледневшее лицо было отвратительно.
Племянник презрительно скривил губы и снова, усаживаясь поудобнее в кресло, протянул:
- Ну, вот, так - то лучше. А трудности тут никакой нет. Ключи от шкафа с секретными сводками ведь у вас?
-У меня. Но как же?!
-А очень просто: вы мне их дадите, я сделаю слепки, а остальное уже мое дело. Вам придется только достать пропуск.
-Но при первой же ревизии обнаружится пропажа. Ведь я вам могу еще быть полезен, - робко возражал библиотекарь.
-Пожалуй, но выход придется искать вам. Вы здесь больше заинтересованы.
Эдуард Иосифович беспомощно морщил лоб, боязливо косясь на неумолимого родственника и проклиная в душе и его и себя и это проклятое, поставившее все вверх ногами, время. Вацлав сидел прямой, строгий и трудно было узнать изнеженного, нервного юношу - музыканта в этой черствой, на все пуговицы застегнутой и напряженно ожидавшей ответа, фигуре...
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Страшная математика