КТО ИЗ НАС не слышал о нефти за последние месяцы и даже годы? Раскройте любую газету, и, я глубоко убежден, вы найдете там что - нибудь о нефтяном вопросе.
Мало того. Если внимательно вчитываться во все эти газетные сообщения, если постараться проникнуть в закулисную сторону жизни капиталистических государств, то можно без труда заметить, что на всех многочисленных международных конференциях, во всех конфликтах, а подчас и вооруженных столкновениях - всюду и везде полновластно царит всесильная теперь нефть.
Нефть свергает правительства, зажигает войны и часто даже грозит существованию могущественных, веками создаваемых, государств.
А, ведь, еще так недавно, лет 25 - 30 тому назад, роль нефти была очень скромна. Из нее приготовляли, главным образом, керосин, которым пользовались почти исключительно для освещения ламп и лишь иногда - и то только заграницей - для отопления домашних печурок.
Но почему же тогда так быстро переменилась роль нефти, почему за какое - нибудь десятилетие она смело переселилась из скромной домашней лампы в залы международных конференций, в кабинеты капиталистических правительств и крупных банков?
Причина этого волшебного превращения кроется, несомненно, в открытии в начале нашего столетия двигателя внутреннего сгорания.
МЫ НЕ БУДЕМ здесь говорить о том, что представляет из себя этот двигатель, как он работает, где и при каких условиях он был изобретен. Постараемся дать только несколько фактов и цифр, которые наглядно показали бы, почему этот двигатель создал нефти ее современное положение.
Сравнительно недавно в промышленности и в транспорте царила паровая машина. А теперь эта «старушка» уже смотрит в могилу. Ее заменяет нефтяной двигатель внутреннего сгорания, работающий на нефти или на приготовляемых из той же нефти керосине, бензине и нефтяных маслах.
Лет двадцать тому назад основным промышленным топливом был уголь. Теперь он отошел на второй план и его место заняла нефть.
Почему?
Да потому, что прежде всего нефтяной двигатель, по крайней мере, в два раза экономнее парового. При одной и той же мощности он съедает вдвое меньше топлива, а это имеет немалое значение в вопросе выбора двигателя. Но это не все. Нефтяной двигатель гораздо легче парового, он не требует для себя громадного, дорого стоящего и тяжелого парового котла и значит, является крайне заманчивым для транспорта.
И, действительно, мы видим, что только что родившийся нефтяной двигатель тотчас же создает авиацию и полновластно царствует в этой молодой, но так много обещающей области транспорта. Этот же двигатель рождает и автомобильное дело, которое заграницей получило самое широкое развитие. Достаточно сказать, что в одной только Америке в настоящее время находится 17 миллионов автомобилей, и каждый день из ворот одного только завода Форда выезжает... 10.000 новых машин. Эти цифры нагляднее чего бы то ни было другого, говорят о том, какое значение имеет нефтяной двигатель и в сухопутном транспорте.
Почти то же самое можно сказать и о, так называемых, «стационарных установках», т. - е. о неподвижных двигателях, установленных на фабриках, заводах, электростанциях. Тут тоже постепенно нефтяной двигатель вытесняет паровую машину.
А если ко всему этому прибавить, что добыча и перевозка нефти гораздо экономнее добычи и перевозки угля, то станет ясным, что нефть свергает с, казалось бы, незыблемого трона каменный уголь и паровую машину и быстро и властно завоевывает весь мир.
ВПЛОТЬ до последних лет, в течение более полувека, разработка нефти являлась по преимуществу американской промышленностью. Там она была найдена впервые и, как только выяснилось ее громадное значение - началась в Америке «нефтяная горячка». Десятки тысяч предприимчивых американцев бросились в разные уголки своего материка «охотиться за дикой кошкой», как прозвали они поиски нефти.
А охота эта была далеко не из легких. Надо сказать, что нефть добывается из глубоких колодцев, которые пробуравливают иногда до глубины 11/2 - 2 верст. И вот, обычно, из 100 бурений 98 бывают безрезультатными. Но зато те два процента, которые сопровождаются успехом, дарят счастливцам громадное состояние.
Но главная трудность все - таки не в отыскании месторождения нефти, а в перевозке ее. Так как чаще всего нефтяные фонтаны пробивались в пустынных областях, то доставка ее к центрам потребления была связана с крупнейшими затруднениями.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.