24СЕНТЯБРЯ 1924 ГОДА Ленинград отпраздновал свой страшный столетний юбилей. Ровно сто лет тому назад, осенью 1824 года, так же, как и теперь, Нева вышла из берегов и затопила северную столицу. И так же, как и теперь, наука была бессильна бороться с этим стихийным бедствием. Человек даже думать не мог остановить бушующую воду и взял на себя только скромное дело спасения того, что разгневанная Нева, разгуливая по улицам, ломала и уносила с собой в бурное море.
И когда теперь снова перечитываешь газетные телеграммы о последнем Ленинградском наводнении, то невольно возникает вопрос: неужели наша всемогущая техника бессильна бороться против этого бедствия? Неужели человек, вооруженный всеми знаниями современной науки, не в состоянии защитить себя от бурных волн Невы?
К сожалению, надо сознаться, что и в теперешнем и в прошлом наводнении человеку пришлось отступить. Пока он ничего не мог противопоставить ему.
Но если он бессилен отразить наступающие на город волны, то предсказать их наступление, предупредить население об опасности было в его полной власти. Почему же в таком случае последнее наводнение врасплох застало Ленинград? Что это - небрежность или обдуманное преступление тех, кому это ведать надлежало?
Чтобы разобраться как следует в этом, давайте подробно разузнаем о том, почему бывают эти частые наводнения в Ленинграде и каким образом может современная наука заранее догадываться о сроках его наступления.
Как бы внимательно вы не читали сообщения об этом наводнении, вы не могли не заметить, что там прежде всего говорилось о сильном ветре, который нагонял воду в Неву, Вот именно в этом - то ветре и кроется причина наводнения.
Стоит только повнимательней приглядеться к карте Ленинграда, чтобы понять, как удивительно неудачно выбрано место для его постройки.
Он стоит у впадения широкой, вечно полноводной Невы в Финский залив Балтийского моря. Добрая половина его раскинулась на островах, по всем направлениям прорезанных каналами и притоками Невы. И вся территория Ленинграда настолько низка, что стоит воде хотя бы немного подняться в гранитных берегах бесчисленных набережных, чтобы ленинградцы снова стали перед угрозой нового наводнения.
Да это и неудивительно. Ведь ученые утверждают, что то место, которое выбрал Петр 1 для постройки своей столицы, это - дно недавнего моря. Много столетий тому назад здесь спокойно разгуливали морские волны. Как далеко они заходили вглубь Европейской. России - сказать трудно, но достоверно одно - место, где выстроен нынешний Ленинград, - когда - то было под водой.
С течением времени, как это часто бывало в истории нашей земли, море несколько отступило и, благодаря какой - нибудь внезапной геологической катастрофе или медленному поднятию морского дна, нынешний Ленинград поднялся из воды. И море как будто не забыло того, что эти места были когда - то его дном. И часто, слишком часто теперь наведывается к нему, как бы снова стараясь навеки покрыть его своими волнами.
Верным союзником моря в этих нападениях является ветер. Стоит ему сильно подуть с севера - запада как раз против течения Невы - и она уже не в состоянии будет выбрасывать в море всю ту массу воды, которую посылает в нее Ладожское озеро.
Мало того. При особенно сильном ветре не только Неве придется задержаться в своем течении, но и воды Финского залива могут устремиться ни берег. В этом случае особенно тяжело приходится Ленинграду. С одной стороны, морские волны, наступающие на его низкий, ничем не укрепленный берег, а с другой - вода Ладожского озера, которая не в состоянии своевременно уйти через Неву и море и непрерывно поднимается в гранитных берегах бесчисленных Ленинградских набережных.
Именно так и проходило последнее наводнение Наступление на Ленинград велось с двух сторон - со стороны моря и со стороны Невы. И оно не было бы так ужасно, если бы были не особенно благоприятные условия для этого. Дело в том, что зима в этом году была особенно снежная. Воды в Ладожском озере собралось слишком много, а поэтому и Нева была гораздо полноводнее, чем обычно. Этим и объясняется, что при сравнительно небольшом ветре, наводнение оказалось очень значительным.
Каким же образом наука может предсказать момент наводнения? Оказывается, что это далеко не так затруднительно. Ведь, непременным условием наводнения является северо-западный ветер. Значит, если мы в состояние будем предсказать силу и направление ветра, то мы можем своевременно предупредить население об опасности. Таким образом, вся трудность предсказания наводнения состоит в том, чтобы суметь предугадать силу и на правление ветра.
Но как же с этим справляется современная наука, каким образом удается ей проникнуть в тайны движения ветра? Здесь наука чувствует себя сравнительно сильной. Ведь ветер, это - движение громадных масс воздуха, происходящее от неравно мерного его нагревания в разных местах. Вы прекрасно знаете и не раз замечали, вероятно, в своей комнате, что теплый воздух идет кверху, а холодный спускается вниз. Когда вы топите зимой вашу печь, то у потолка всегда теплее, чем у пола.
Совершенно то же самое, только в несравненно большем масштабе, происходит и в окружающей землю атмосфере. Допустите, что в каком - нибудь месте воздух, под влиянием той или иной причины, сильно нагрелся. Тогда эта часть воздуха поднимется кверху, а на его место снизу войдет холодный. В результате этого и создается ветер, который подчас захватывает собой большие массы воздуха. Они носятся по разным направлениям в нашей атмосфере 1), как бы напоминая собою реки земной поверхности.
Наука изучила эти, воздушные реки» и, делая целый ряд наблюдений над температурой и силой ветра в разных местах земного шара, может точно указать то направление, по которому пойдет движение этих всколыхнувшихся масс в воздухе.
Но почему же в таком случае наши ученые не предупредили ленинградцев о надвигавшейся на них опасности? Причина этого состояла не в том, что они не хотели это сделать или по небрежности упустили что - нибудь, а потому, что они оказались бессильными заблаговременно составить себе полную картину надвигающегося ветра. Для этого им надо было иметь целый ряд сведений со всего побережья Финского залива и северного берега Гер мании, а иностранные ученые не позаботились во время сообщить их в находившийся под угрозой Ленинград. Вот в этой - то научной блокаде нашего союза и заключается причина того, что наводнение врасплох застало прежнюю столицу. Значительная доля тех убытков, которые получила ленинградская промышленность, лежит на совести наших соседей своевременно не сообщивших нужных сведений метеорологической станции Ленинграда.
Таким образом, с разбушевавшейся Невой науке не пришлось бороться. Она была даже бессильна предупредить об этом, и вся тяжесть борьбы с неожиданно нагрянувшим врагом всецело легла на плечи рабочего населения столицы. Первыми, кто бросился на помощь, как и следовало ожидать была ленинградская молодежь - комсомольцы и пионеры. Это они спасали обезумевших от ужаса женщин на паперти Исаакиевского собора, они боролись с водой в порту и рабочих кварталах фабричных пригородов Ленинграда. Они же первыми по - явились утром после наводнения на улицах города, приводя в порядок весь тот хаос, который оста - вили, после своего хозяйничанья, волны Невы.
Рабочая молодежь Ленинграда с честью выдержала этот экзамен.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.