К сожалению, еще нередко сталкиваемся мы с фактами бескультурья, беспардонности, откровенного хамства, о которых рассказывает писательница Ирина Бабич. И то, о чем «черным по белому» написано в ее статье, беспокоит и будет беспокоить нас всегда. Потому что всем нам небезразлично, какими вырастут наши дети, «будущие граждане страны и граждане мира», как говорил А. С. Макаренко.
Что нужно сделать, чтобы добро не проигрывало в схватке с хамством и непорядочностью, какие необходимы воспитательные меры, чтобы нравственные принципы каждого соответствовали высоким морально-этическим нормам нашего общества? Мы хотели бы с вашей помощью, уважаемые читатели, продолжить начатый Ириной Бабич разговор о воспитании и воспитанности.
Тот, кто бывал в киевском гидропарке, знает, что это – одно из лучших мест для отдыха. Огромные деревья растут у самой воды, раскидывая кружевную тень по золотому песку пляжей, которым нет числа. Чуть подальше, там, где проходят бетонированное дорожки, расположились ларьки и ларечки, киоски и даже нарядные ресторанчики. Но главное – в гидропарке все можно. Играть в бадминтон и волейбол, удить рыбу, валяться на траве, плавать до буйков и строить крепости из песка. Нигде нет грозных запретительных табличек и шнуров ограждения. Отдыхайте себе на здоровье кому как удобнее.
Именно отдых и входил в наши планы, когда ясным воскресным утром мы расположились в прохладной тени у самой воды. Рядом в шезлонгах пожилая супружеская пара вела какой-то негромкий разговор, чуть подальше две юные любительницы загара раскинули свои полотенца на солнечном золотом пятачке, неподалеку от них парень в ярких плавках вынул из спортивной сумки транзистор, подмигнул встревожившимся было супругам в шезлонгах и... сунул в ухо маленький наушник... Парк заполнялся очень быстро, и поэтому очередные новоприбывшие – молоденькая мама в яркой косынке на светлых вьющихся волосах, такая же белокурая кудрявая дочка лет пяти и уже начинающий, несмотря на молодость, полнеть папа – не привлекли ничьего внимания. В первую минуту. Но во вторую...
Сначала папа вынул из сумки подстилку и, взметая тучу песка, расстелил ее около загоравших девушек.
– А нельзя ли чуть подальше? – прокашлявшись, спросила одна.
– Вот и подвиньтесь подальше, – четко отпарировал папа, усевшись на подстилку, чтобы снять туфли. – Здесь место не индивидуального, а коллективного пользования.
Тем временем из деревянной кабинки вышли переодевшиеся в купальники мама и дочка. Девочка тут же сбежала к воде, хлопнула ладошками по ее полированной поверхности и радостно оглянулась на мать. И началось...
– Ира, выйди из воды, простудишься! Ира, я кому говорю! Отойди в тень. Да не туда, дуреха, там удочки!
И все это в полный голос, точнее, в крик.
– Ира, иди сюда, я надену тебе панамку! Сейчас же иди сюда!
Парень щелкнул транзистором, поставил его на песок, потом подвинулся поближе к маме:
– Послушайте, вы не могли бы просто подойти к девочке и надеть на нее эту, как ее... панамку?
– Ничего, – добродушно сказала мама, не отрывая глаз от фигурки на берегу, – сама прискачет. Ира-а!
И Ира прискакала. Прямо по чьим-то подстилкам, полотенцам, а то и по ногам. И снова ускакала – уже в панамке – к воде. И снова примчалась, обсыпая людей песком, обдавая брызгами с мокрых рук и ног, призванная маминым истошным приказом – теперь уже переодеть трусики.
Оттащили куда-то вбок свою подстилку возмущенные девушки. Махнув раздраженно рукой, ушел парень с транзистором. Но пожилой паре трудно было переносить шезлонги, да и удобных тенистых мест поблизости не было, а мне солнце противопоказано. И мы остались рядом с людьми, умудрившимися отравить отдых всем окружающим – отравить, невзирая на чудеса проката, дивный воздух, прохладную воду...
На наши укоризненные взгляды и прямые замечания мама просто не реагировала, а папа возмущенно советовал купить собственную дачу.
– Подумаешь, баре какие! – сказал он, вытащил спиннинг и спустился к реке. Как раз на тот песчаный пляжик, где входили в воду купальщики и строили крепости из мокрого песка дети. Над головами ребятишек просвистел крючок с грузилом, шлепнулся в воду где-то далеко-далеко, и тотчас же вместе с треском катушки раздался грозный папин голос:
– Куда плывешь? Не видишь – леска! Левее, левее давай!
Когда кто-то сделал вежливое замечание «рыболову», он и тут нашелся:
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.