Саратовский тракторист Александр Васильевич Таренков вывел стотысячный «К-700» из ворот сборочного цеха.
Через некоторое время он и его машина покинут Нарвскую заставу, покинут Ленинград. Позади останется завод, известный всей стране и всему миру. Прямы его улицы-аллеи, не завод это, а целый город, и, как в городе, здесь соседствуют здания разных времен и даже разных эпох.
Лобастые, из красного кирпича, приметные особыми «фабричными» фасадами корпуса прошлого века словно бы просятся в кадр фильма о питерской рабочей окраине. Их теснят ультрасовременные цехи из бетона и стекла. Эти цехи видели меньше тех, лобастых, – не помнят хозяев-толстосумов, инженеров в твердых белых воротничках, угара, протяжных гудков и крика «Бастуем!». Они не помнят даже блокады, которая превратила мирный завод в завод-фронт... Они, как и многие молодые кировцы, тоже начали свою трудовую биографию в эпоху НТР.
...Впереди у Таренкова был долгий путь в родное Заволжье. Он вел доверенную ему праздничную юбилейную машину и весь ушел в эту свою работу, забыв и недавнее волнение и то, как его несколько минут назад дотошно расспрашивали ленинградские журналисты – они завтра напишут, что «высокообразованный сельский рабочий Таренков по квалификации и общей культуре не отличается, скажем, от заводских слесарей – испытателей Николая Васильевича Телепнева и Василия Антоновича Ревина, выполнявших заключительные операции на тракторе «№ 100 000». И еще напишут, что на примере Таренкова хорошо видно, как стираются существенные грани между городом и деревней.
Конечно, Таренкову повезло. Дело было даже не в том, что он сидел за рулем стотысячного трактора с «именной» дощечкой. Он понимал главное – что ведет замечательную машину. Машину, которая является как бы визитной карточкой отечественного тракторостроения и представляет собою его мощь, силу, техническое совершенство. В этой силе убедились пахари социалистических стран – ГДР, Болгарии, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Югославии, а также фермеры и специалисты ряда капиталистических государств – Канады, Франции, США... Эта сила была; не раз подтверждена золотыми наградами выставок.
Почему же честь и право вести замечательную машину выпали именно саратовскому трактористу?
«Посылаем боевому авангарду пролетариата, революционным рабочим завода «Красный путиловец» 5 центнеров хлеба для увеличения выпуска тракторов, которые просим направить в наш округ. Также просим путиловцев взять над нами шефство и превратить Балашовский округ в район сплошной коллективизации...»
На письме стоит дата: 1929 год. Эта дата стала началом одной из многих крепких путиловских традиций, родившихся в советское время, – дружбы коллектива прославленного завода с саратовскими хлеборобами.
Связь рабочего-тракторостроителя с хлеборобом естественна по самой сути вещей. Образ рабочего-путиловца Давыдова, ставшего двадцатипятитысячником, превратился уже в символ. У этого символа есть не только реальная историческая основа, но и реальное развитие, спроецированное и в сегодняшний и в завтрашний день.
Получив письмо крестьян Балашовского округа, краснопутиловцы выполнили обе их просьбы: послали машины и стали шефами саратовцев. С тех пор повелось, что тракторы и другая сельскохозяйственная техника, которую изготовляли ленинградцы, поступали прежде всего в Заволжье. Здесь испытыва-лись первые колесные 220-сильные богатыри, сюда была направлена опытная партия тракторов «К-701». Их предстояло испытать в совхозе имени Поляченко.
Об этом совхозе следует сказать особо.
В. А. Поляченко, чьим именем назван заволжский совхоз, был инженером Кировского завода. Талантливый конструктор, кандидат технических наук, он явился одним из т/ех, кто сплотил коллектив конструкторов, работавших над техническим проектом «К-700». Эта работа еще продолжалась, а Поляченко уже смело разрабатывал идею создания новой, более мощной машины. Не так уж далеко ушло это время, и на Кировском еще хорошо помнят, в какой бурной схватке мнений решался вопрос: быть новому трактору или не быть? Техника не меньше, чем другие сферы жизни человека, рождает драматические ситуации. «К-700» тоже начинал свой путь в напряженных спорах. Главные тезисы оппонентов: нужна ли вообще столь мощная машина? Можно ли будет полностью загрузить ее? Не пострадает ли почва? Кто создаст шлейф навесных орудий?
В. А. Поляченко смело и конструктивно решал эти проблемы. Совхоз, увековечивший в 60-е годы память сына Кировского завода, должен был первым сказать свое слово и при испытаниях «К-701».
...Трактористы Адкин и Припутников опробовали «К-701» на различных работах. Тракторы проявили себя как высокопроизводительные машины на пахоте, на транспортировке, на культивации...
Мнение тракториста М. М. Адкина:
– Пора переходить на конвейерную сборку этой очень нужной нам, механизаторам, машины!
Адкин пригнал трактор, который испытывал, своим ходом в Ленинград. Его напарник В. Н. Васин присоединил веское слово к мнению коллеги:
– Преимущества новой машины – высокая производительность, легкость управления, удобство работы и обслуживания. Эти тракторы можно использовать круглый год, лишь бы был необходимый шлейф прицепных агрегатов. На «К-701» мы добьемся новых рекордов.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Повесть
С первым заместителем председателя Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР Всеволодом Васильевичем Ткаченко беседует корреспондент «Смены» Леонид Петров