Однажды на строительстве Кишиневской ТЭЦ, куда бригада переехала из Ду-боссар, он взялся разделывать кабель – хотелось попробовать, сможет ли самостоятельно справиться с этой сложной работой.
– А из тебя получится монтажник, – сказал начальник участка, долго наблюдавший за работой Пасечника, – только учиться надо. О курсах мы еще договоримся, а теперь надо бы тебя в другую бригаду перевести, где работа разнообразнее.
Толя строил завод «Молдавкабель» в Вендорах, потом снова вернулся в Кишинев, монтировал оборудование на заводах электрохолодильников, торгприборов, имени Котовского, искусственных кож... Год проучился на курсах повышения квалификации при политехническом институте и, наконец, сам стал бригадиром.
А складывалась бригада трудно. Желающих добровольно перейти в бригаду Пасечника почему-то не находилось. Даже Паителей Иванович Скорцельский, с которым Толя на многих стройках работал, решительно отказался: «Твою бригаду на подхвате держать будут, а мне такая работенка ни к чему». Молодой бригадир хотел уже идти к начальнику управления, но понял, что приказом коллектив не создашь. Нужны друзья, единомышленники, готовые ради общего дела поступиться личным. И всем им, как и ему, начинать, наверное, лучше всего с «нуля».
Пасечник зашел в профессионально-техническое училище, готовившее электромонтажников, выложил все начистоту перед директором. И на следующий день в его бригаде работало уже десять подростков. Но они еще были практикантами, и к каждому из них бригадир присматривался, пытаясь разобраться е их умении и характере. Потом пришли еще трое – из учебного комбината – ребята серьезные, надежные, уже прошедшие армейскую службу. Из комиссии по делам несовершеннолетних прислали «трудного» паренька, за которым Толя поначалу ходил как нянька. Но Саша Поляков, несмотря на свой ершистый характер, в работе был примерным и быстро стал квалифицированным монтажником.
Однажды на стройке появилась девушка, протянула бригадиру тоненькую ладошку и важно представилась: «Клавдия Тал па, электромонтажник второго разряда». Пасечник долго рассматривал направление, выданное девушке учебным комбинатом треста, и не знал, как поступить: среди рабочих своей профессии женщин ему не доводилось встречать.
– И без того с планом затираемся, а тут еще девчонок присылают, – не выдержал Миша Борта, один из тех, кто остался в бригаде после окончания профтехучилища. – Здесь не танцплощадка.
– Может быть, Клава и не научит тебя танцевать, но ты научить ее нашему делу обязан, – повернулся бригадир к Борте, – так что бери девушку под свою опеку.
Дела в бригаде поначалу не ладились. Не хватало опыта, да к тому же, как и предсказывал дядя Паша, молодых монтажников чаще других переводили с объекта на объект, бросали на «прорыв». Но Пасечник жаловаться к начальству не ходил, надеясь из такого положения извлечь максимальную пользу, – работа у монтажников была теперь самая разнообразная, а он по собственному опыту знал, что это дает возможность лучше изучить профессию. Он рассчитывал не на сегодняшний день, а старался заглянуть в завтрашний, всеми силами приближая его.
Электромонтажники обычно работают маленькими звеньями – по два, по три человека, и бригадир почти ежедневно менял напарников. Это позволяло ему, как заправскому учителю, объяснять на практике свои приемы, передавать новичкам свой опыт. Тогда же он впервые услышал о советах бригады и предложил ребятам создать такой же у себя. На первом же заседании совет решил, что каждый электромонтажник должен поступить на вечерние курсы повышения квалификации, получить разрешение на работу с электросварочным аппаратом и монтажным пистолетом. Не всем хотелось вместо кино или танцев идти вечером на занятия, но приказ об учебе отдавал не бригадир, которого порой можно было и ослушаться. Решение об учебе принимал совет, не дававший поблажки тем, кто пропускал занятия.
Уже через год молодые монтажники твердо стояли на ногах, им все чаще и чаще поручали ответственную работу, и хотя бригада еще не вышла в передовые, о ней отзывались с уважением и в управлении и даже в тресте.
В начале девятой пятилетки бригадир, оставив за себя Борту, поехал в управление. Целый день он сидел с экономистами и нормировщиками, высчитывая свое пятилетнее задание, исписывая колонками цифр страницы большого блокнота. Потом в бригаде провели собрание, долго спорили, рассчитывая свои возможности и возможности различных служб – снабженческой, комплектующей. Потому что, только отладив необходимое взаимодействие всех звеньев большого строительного конвейера (а звенья эти – изготовители материалов, поставщики оборудования, комплектующие цехи), можно избежать простоев и тем самым значительно повысить темпы строительства.
– Мы дадим слово и не сдержим его по вине тех же снабженцев, а кто краснеть будет?! – шумел Борта.
– Пусть и они берут свои обязательства, – предложил Мамаевский, – вместе и отвечать будем.
– Каждый должен отвечать за свою работу, – заволновался Костя Шуйский. – При чем здесь снабженцы?!
Пятилетнее задание монтажники обязались выполнить за четыре года.
– Провалишься ты со своими пацанами, – попробовал пророчествовать Андрей Логинов, с которым Пасечника связывала давняя дружба. – Это же еще детский сад, а не монтажники.
– Не волнуйся. Толя, вытянем, – вмешался Пантелей Иванович Скорцельский. И, встретив удивленный взгляд бригадира, дядя Паша торопливо добавил: – Возьми к себе в бригаду, постараюсь исправить свою ошибку.
Пасечник благодарно посмотрел на дядю Пашу, он давно чувствовал, что в бригаде как раз не хватает такого человека, который бы мог поделиться с молодыми рабочими не только мастерством, но и житейской мудростью, своим пониманием рабочего таланта и призвания. Ведь именно Скорцельскому обязан сам бригадир тем, что в один прекрасный день ощутил красоту работы электромонтажника и навсегда связал себя с беспокойной работой строителя, забыв о своей полудетской мечте стать учителем. Впрочем, разве бригадир не педагог?! Ему надо учить молодых монтажников мастерству, передавать им свои знания, готовить к самостоятельной работе и жизни. Может быть, не случайно дирекция профессионально-технического училища старается, чтобы учащиеся проходили практику именно в бригаде Анатолия Пасечника – в нем профессиональные педагоги видят своего коллегу. И Михаил Борта, демобилизовавшись из армии, требовал в отделе кадров, чтобы его направили только в родную бригаду. А первый бригадир Анатолия привел к нему своего сына и попросил: «Возьми к себе моего парня, у тебя он быстро человеком станет».
Поэтому никто не удивился, когда первый секретарь ЦК комсомола Е. М. Тяжель-ников вручил знак ЦК ВЛКСМ «Наставник молодежи» двадцативосьмилетнему бригадиру Анатолию Пасечнику.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.