Пять лет отделяют нас от последнего фестиваля. Размышляя об изменениях, происходящих в международном молодежном движении, я думаю, что самая главная, самая замечательная его особенность заключается в том, что оно заметно повзрослело. Не по своему возрасту, но по зрелости требований, политической ориентации, умению разбираться в самых важных и порой самых запутанных проблемах постоянно изменяющегося мира.
Международное молодежное движение — явление сложное, многозначное и, разумеется, неоднородное по составу. Вполне естественно, что задачи, стоящие перед различными отрядами молодежи, не одинаковы.
Юноши и девушки социалистических стран энергично участвуют в строительстве социализма и коммунизма, в углублении процесса интеграции в рамках СЭВ, играют все более заметную роль в общественной жизни своих стран. За время после софийской встречи молодежные союзы и организации еще более окрепли и возмужали. Напомню, что весной была создана федерация социалистических союзов польской молодежи. Значительно укрепили свои ряды и наши чехословацкие друзья. Сложные и интересные задачи стоят перед молодым поколением развивающихся стран, борющимся против всех форм неоколониализма за свое социальное освобождение, за ликвидацию неграмотности. Все более заметную роль в жизни своих стран играют Союз конголезской социалистической молодежи, ЖРДА в Гвинее, ЖФЛН в Алжире, молодежные организации Сирии, Ирака и других стран.
И, конечно же, весьма велики перемены, происходящие в капиталистических странах. От стихийных разрозненных выступлений к организованным формам борьбы — вот суть того, что отличает 1973 год от 1968-го.
Меняются идолы западной молодежи. Меняются ее идеалы.
В 1969 году я был в составе делегации ВЛКСМ в Италии. Мы побывали на заводах, в университетах. Пригласили нас и в Римский университет. Меня буквально поразила эклектика, какая-то немыслимая мешанина взглядов, позиций, лозунгов — от гошистских и троцкистских до марксистско-ленинских.
Перед студентами выступал старец со склеротическим лицом. То был Герберт Маркузе, утверждающий, как известно, что «на нынешнем этапе истории акцент следует делать скорее на отрицании, чем на утверждении». Студенты восторженно внимали каждому его слову.
Через год я слышал, как обрушивался на популярного философа новый кумир западного студенчества, Даниэль Кон-Бендит, — его встречали на ура.
Прошло еще два-три года, и сегодня все реже вспоминают не только Маркузе, но и Кон-Бендита, этого лидера французских леваков-гошистов, призывавшего к массовому движению без коммунистического руководства, без руководства рабочего класса.
Разумеется, идейное и нравственное возмужание молодежного движения произошло не по наитию, не случайно и неожиданно. Этот процесс — следствие громадной организаторской и воспитательной работы коммунистических партий.
Сейчас, по прошествии лет, стало ясно, что бум молодежных выступлений, берущий начало в мае 1968 года, оказался неожиданным для многих политических сил. Но события той весны не только напугали обывателя, но и заставили задуматься о роли, которую призвана сыграть молодежь во второй половине нашего столетия. Самые безнадежные скептики поняли, что их сыновья и дочери — вовсе не какое-то потерянное, отпетое присяжными погребальщиками молчаливое поколение, которому нет дела до общества, в котором оно живет. Разумеется, были и есть абсолютно глухие, равнодушные к судьбам и тревогам мира молодые люди, но, право же, не они определяют лицо поколения.
Выступая на XVI съезде комсомола, Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев говорил: «Мы являемся свидетелями бурного подъема молодежного движения в странах капитала. Это важный симптом углубления общего кризиса капитализма. Молодежь не хочет мириться со строем эксплуатации, с кровавыми авантюрами империализма. Мощные выступления молодых рабочих, крестьян, студентов, массовость и наступательный дух их действий стали в последние годы серьезным фактором политической борьбы в капиталистических странах».
Западный мир был потрясен, но быстро сориентировался, увидел, что молодежное движение — реальная сила, реальное явление, не считаться с которым невозможно, Стали прослеживаться весьма настойчивые попытки заигрывания с юношеством. Молодых старались убедить, что они феномен, не укладывающийся в строгие рамки классового анализа общества. Именно тогда заговорили о некоем «третьем» классе, пытаясь оторвать молодежь от рабочего движения, увести ее в сторону от классовой схватки, утащить а болото антикоммунизма.
Борьба за молодежь достигла невиданной остроты, ибо известно, что будущее за тем, за кем идет молодежь.
На международном Совещании коммунистических и рабочих партий 1969 года была намечена политическая линия, разработаны принципиальные идейно-теоретические и организационные основы юношеского движения. Старшие, более опытные и искушенные в политических боях товарищи заботятся о формировании у молодежи марксистско-ленинского мировоззрения, о сочетании теоретической учебы юношей и девушек с их энергичным участием в практической борьбе.
Коммунистические партии многих стран выработали специальные программы работы с молодежью, значительно укрепили свое влияние в среде трудовой молодежи и студенчества.
Усиление эксплуатации трудящихся и обострение социальных противоречий в капиталистическом мире, последствия научно-технической революции способствуют росту классового самосознания молодого поколения, перерастанию борьбы молодежи за экономические права в борьбу политическую. Одну из самых принципиальных характеристик международного молодежного движения я вижу в том, что юноши и девушки, работающие на заводах, стройках, в сельском хозяйстве, в конторах, магазинах, банках, юноши и девушки, занимающиеся в университетах, колледжах, высших школах, сближаются в своей борьбе с трудящимися всех возрастов; именно потому у нас есть все основания утверждать, что прогрессивная демократическая молодежь стала неотъемлемой составной частью и активным резервом мирового революционно-освободительного движения.
Следующая отличительная черта современного молодежного движения — включение в активную политическую борьбу все новых слоев и групп юношества. Скептики ждали слада после бурных майских событий пятилетней давности. Но молодежь разных стран и разных континентов все более решительно заявляет о себе. Если в предыдущем пятилетии в забастовках приняли участие 12 миллионов юношей и девушек, то сейчас эта цифра возросла почти в три раза — вместе со старшими товарищами бастовали 32 миллиона молодых людей.
Хотел бы обратить внимание и на то чрезвычайно важное обстоятельство, что в последние годы усилилась авангардная роль молодых коммунистов, работающих в разных странах, они становятся тем центром, вокруг которого сплачиваются на антиимпериалистической основе различные отряды молодежи.
Говорю сейчас не только о численном росте коммунистических союзов молодежи, расширении их состава, но и о создании новых марксистско-ленинских молодежных организаций в ряде стран, в частности в Австрии, США, ФРГ.
В 9-м номере читайте о Верховном канцлере Российской империи в годы правления Елизаветы Петровны Алексее Петровиче Бестужеве-Рюмине, о нелегкой, драматической судьбе первого российского посла в Афганистане Ивана Викторовича Виткевича, о Надежде фон Мекк – женщине, видевшей смысл своего существования в музыке Петра Ильича Чайковского, о жизни и творчестве Квентина Тарантино, окончание остросюжетного романа Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.