Коммуна «Красный каучук»

Л Г| опубликовано в номере №4, март 1924
  • В закладки
  • Вставить в блог

Первого мая исполнился ровно год со дня создания на заводе «Красный Каучук» одной из первых комсомольских коммун. Не буду писать подробно об истории коммуны. Скажу лишь, что почти все построили сами ребята: достали дом, койки, тюфяки. кой - какую мебель. В первое время обет, ужин варили сами - по очереди. На это уходило много времени. Сейчас мы взяли к себе работницу «экономку», которая для нас варит.

Живем мы так. Денег ни у кого на руках не остается, а все сдается хозбюро (хозяйственное бюро). Хозбюро покупает для всех продукты и распределяет их так, чтобы хватило до новой получки. Встают же в 8 ч. утра. Завтрак. В 12 часов дня обед, а в 5 час. вечера ужин. Живем сытно.

Главная забота заключалась в том, чтобы жалованье уходило не только на еду, но и хватило для покупки одежды. Зимой мы все взяли в кредит по шубе, шапке и разные мелочи. Всю зиму пришлось вычитать из жалованья, чтоб расплатиться. Кроме того, нам пришлось покупать дрова, много денег тратится на стирку белья, починку часть денег ушло на покупку золотого займа. Так что денег для новых закупок у нас не осталось ни гроша. Но теперь мы уже немного научились и, особенно после проведения денежной реформы, думаем на каждый месяц установить твердый расчет: сколько денег мы истратим на еду, сколько на одежду и т. д. Наши ребята постепенно научаются быть хозяйственниками.

Что касается чистоты, то мы установили такие правила. Каждый день дежурный прибирает все комнаты. Член коммуны обязан перед едой мыть руки. У нас есть своя ванная. Еженедельно меняем белье. Спальни на весь день закрываются, Дом у нас довольно просторный. Поэтому мы постановили: одну комнату отвести специально для занятий и чтения. Есть отдельная столовая, кухня.

Правда, надо сказать, что все эти правила в последнее время не совсем аккуратно выполняются. Объясняется это целым рядом случайных причин, которые легко будет устранить.

Главная цель, которую коммуна перед собой поставила, это: 1) быть образцом для всех комсомольцев и всей молодежи завода, 2) научиться быть коммунистом и в личной жизни.

Сейчас в коммуне живет всего только 10 человек. Но в ближайшее время она увеличится. Долго мы обсуждали самый щекотливый вопрос: брать ли к себе девушек. Не знали, сумеем ли мы друг с другом сжиться как товарищи. Теперь решили взять и девушек. Потом спорили, как мы будем жить, если кто - нибудь из нас женится; надо ли выделить для «пары» особую комнату или нет. Обсуждаем часто и другие вопросы быта.

До 5 часов все ребята заняты на производстве. Вечером же почти каждый день бывают разные собрания, заседания, лекции, кружки. Все свободное время и воскресные дни ребята проводят в заводском клубе, или же на спортзанятиях. Одно время к нам набиралось много ребят. Это было тогда, когда не было еще заводского клуба. Теперь же мы решили не отделяться от всех рабочих и больше времени проводить в клубе, чем в коммуне.

В заключение надо сказать вот что. Наша коммуна очень хотела бы получить опыт других комсомольских коммун. Недавно на собрании коммун г. Москвы, когда я делал доклад о нашей коммуне и рассказал, что у нас нет никакой собственности, что все общее: и одежда, и белье и пища - группа ребят возмутилась. Как это белье общее - это вредно - говорят они.

Я не знаю, так ли это, или нет. Думаю, что после того, как белье

вымыто - не вредно одеть другому человеку с чужого плеча. Потом некоторые коммуны возражают против «экономки». Все эти вопросы надо обсудить на страницах «Смены».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Каторжники новой Каледонии

Повесть. В переработке журнала «Смены»