Вечером мы в этой деревне такой концерт закатили... На «ура». Саша Ширвиндт острил беспрестанно, стихи про наше путешествие тут же сочинили. Играли Чехова «Дачный казус», из «Укрощения строптивой», «Особняк в переулке». Певцы наши охрипли от бисирования.
С 1970 года театр шефствует над Автомобильным заводом имени Ленинского комсомола. На АЗЛК театр знают не хуже, чем свою драмстудию «Москвич». Отношения друзей самые простые, самые, можно сказать, родственные... Не только в цехах и в клубе проходят концерты и спектакли, но и в многочисленных общежитиях рабочих, в заводских жилых массивах. Если же театру что-то нужно, автозаводцы откликаются сразу же. А официально эта взаимопомощь закреплена в договоре о сотрудничестве. И есть там такие важные и очень торжественные слова: «Оба коллектива выразили желание заключить творческий дружеский союз рабочих завода и театра».
ГОВОРИТ КОМСОРГ ТЕАТРА АРТИСТ ВЛАДИМИР КУЗНЕЦОВ:
— Наше время требует новых форм шефства. Мы много говорили об этом с Женей Городецким — это секретарь комитета АЗЛК, — с ребятами. Изучали опыт других театров, предприятий. Думали мы, думали и пришли к такой вот, как нам кажется, жизнеспособной идее: организовать университет театрального искусства. Мы представляем себе это так. Занятия проходят раз в месяц. Перед спектаклем выступает режиссер, автор, ребята смотрят спектакль — после него конференция, обмен мнениями. Затем работники театра знакомят зрителей со спецификой труда актера (кстати, очень нелегкого), рассказывают о других театральных профессиях.
ВИКТОР КУЗНЕЦОВ, ЗАМ. СЕКРЕТАРЯ КОМИТЕТА КОМСОМОЛА АЗЛК: Можно сказать, Володя, что подобные занятия у нас на заводе уже были... Помнишь, какая беседа получилась, когда наши ребята приезжали на генеральную репетицию «Колонистов»?
Мы в нашем заводском театре-студии «Москвич» поставили пьесы А. Макаенка «Трибунал», М. Рощина «Валентин и Валентина». Хотим пригласить Светлану Савелову и Сашу Збруева принять участие в спектакле по пьесе Рощина, а потом поговорим по душам.
Мы беседуем в уютном кафе ВТО — сегодня здесь, в Большом зале, вечер встречи рабочих и артистов. Вот и еще одна форма взаимопроникающего шефства...
Сегодня зрители не ходят в театр со знаменами. Сегодня в посещении театра нет ничего исключительного. Это необходимая и естественная примета нашей жизни. И многие рабочие, с которыми я познакомилась, действительно не мыслят своей жизни без театра, без искусства. Хотя предпочитают говорить об этом не такими «высокими словами». И здесь мне видится прочная и естественная линия развития биографии Театра имени Ленинского комсомола. Он начался, по сути дела, с заводского клуба. Развиваясь превратился в самобытный профессиональный театр. Но его связи со своими главными зрителями — рабочими, с тем самым заводским клубом, из которого он вышел, не прерывались никогда. Сегодня эти связи обретают новые формы, становятся многообразнее и шире. Разумеется, то, что сделано за последние три года, — это только начало. Ведь далеко не все, что использовалось в шефской работе в прошлые годы, можно применить сегодня. Но это, так сказать, техническая сторона дела. И, сколь она ни важна, решающую роль играет, видимо, все же другое. Главное, на мой взгляд, это, с одной стороны, осознанная человеческая потребность артистов театра расширить свою аудиторию, приблизиться к своему зрителю, помочь его воспитанию, а с другой — огромная тяга рабочих к искусству, которое незримо и мощно формирует наш внутренний мир, делая нас мужественнее, добрее и человечнее.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.