Двадцать пять тысяч участников этой грандиозной встречи приехали из ста сорока стран, а послали их в столицу ГДР тысяча семьсот организаций.
С чем ехали сюда тысячи молодых людей со всех концов света, что влекло их через моря и границы, гигантские расстояния и полицейские препоны?
Ответов набирается множество.
Клемент Осиноде, из Народной Республики Конго: «Мы расскажем здесь о наших проблемах и сможем увезти домой много нового для работы в нашем молодежном союзе».
Дженисон Эдирисурия, из Шри Ланка: «Наша делегация примет участие прежде всего в семинарах и дискуссиях, касающихся вопросов антиимпериалистической борьбы».
Хотел бы забежать несколько вперед.
В дни фестиваля я работал в международном пресс-центре. Конечно, дежурства требовали времени, лишали возможности побывать там, где хотелось, но зато мое положение создавало и определенные преимущества. Через наши руки проходила вся информация о фестивале, и мы были в курсе всех событий.
На фестивале было аккредитовано свыше полутора тысяч журналистов, и, естественно, пишущая братия точно почувствовала, что самое главное, что составляет суть, нерв нынешнего фестиваля. Обнаружился всеобщий интерес к политическим событиям — не только к митингам, к работе Центра солидарности и Антиимпериалистического центра, но и к семинарам, дискуссиям, симпозиумам, форумам, и даже фоторепортеры рвались на эту как будто не слишком внешне выигрышную часть программы фестиваля. Журналисты жаловались, что не хватает билетов на семинары и дискуссии, требовали, чтобы каждый мог получить место в аудиториях, где обсуждались наиболее интересные, с их точки зрения, проблемы. Увы, это было неосуществимо. МПК резонно полагал, что корреспондентам следует выделить десять процентов мест.
Пресс-центр нашел выход. В билетах было указано время — час или два, когда журналист может присутствовать на дискуссии, а затем это место занимал его коллега.
Любопытно, что в варьете и театры попасть было сложнее, если там планировалась не развлекательная программа, а, например, конкурс политической песни.
Но к этой особенности фестиваля мы вернемся, а пока еще несколько высказываний, объясняющих интерес к X Всемирному.
Карл-Хайнц Шерфлинг, автор текстов группы «Локомотиве Кройцберг», Западный Берлин: «Наша группа хотела бы внести на фестивале свой вклад в дело борьбы прогрессивных сил. Нам интересно услышать другие группы. Многого ожидаем от дискуссии с «Октобер-клуб» из ГДР. Особенно важна для нас оценка нашей работы товарищами по борьбе».
Мишел Суре, из Гвинеи: «Эта встреча способствует созданию единого антиимпериалистического фронта, который поможет нам освободиться от колониализма и неоколониализма». Один ответ дополняет другой. За частностями, субъективными оценками и мнениями просматривается закономерность.
К фестивалю готовились, фестиваль ждали, на фестиваль ехали потому, что эта встреча юности должна была стать новым вкладом в расширение дружбы и укрепление солидарности молодежи. Здесь обменивались опытом борьбы, знакомились с новыми друзьями, завязывали контакты, отчаянно спорили. Отстаивали свои позиции. И находили общие.
Точки соприкосновения искали все. Не только коммунисты, социалисты и социал-демократы.
Пастор Дитрих Гутш: «Взгляды у нас очень разные. Но в центре разговора не стоит вопрос об определении существующих между нами различий. Мы хотим здесь выразить нашу общую обязанность — сотрудничать со всеми людьми доброй воли за мир и общественный прогресс. Христиане не должны быть больше — сознательно или неосознанно — приверженцами антикоммунизма. Ибо тем самым они помешали бы себе выполнить свое призвание — защищать мир».
Молодые люди съехались в Берлин с разных концов света.
Они представляли различные идеологические концепции и разные политические взгляды. Разные миры.
Но вела их общая идея, вдохновляла единая цель: упрочить мир, избежать угрозы новой войны, расширить антиимпериалистическую солидарность, укрепить дружбу.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Повесть. Окончание. Начало в №№ 16-18. Повесть печаталась в сокращении.