Романтика севера

Андрей Середин| опубликовано в номере №1106, июнь 1973
  • В закладки
  • Вставить в блог

От Магадана до Москвы — двенадцать часов полета. Современная турбовинтовая авиация еще отстает от солнца, которое начинает свой путь у нас, на Чукотке, и через восемь часов приходит в столицу. Через восемь — это если считать от Магадана. В Уэлене солнце появляется еще на два часа раньше.

Короче говоря, рабочий день страны начинается у нас, в Магаданской области. И в таком случае о делах, об итогах этого рабочего дня нас надо спрашивать первыми. А рабочий день Магаданской области, рабочий день Чукотки и Колымы — это прежде всего золото, это олово и ртуть, это Билибинская атомная электростанция, самая северная, самая «морозоустойчивая» в стране, это многие километры, пройденные пастухами со стадами оленей в бескрайней Чукотской тундре, это Колымская ГЭС, это нелегкий труд рыбаков и охотников.

Вот написал «нелегкий труд» и остановился: а верно ли? То есть верно ли выделять именно охотников и рыбаков? А как же геологи? Горняки? Оленеводы? Полярные летчики? Да и нет смысла продолжать список: все профессии Севера трудны одинаково. И, конечно, в этом «вина» самого Севера. Я не случайно поставил в кавычки слово «вина»: Север всегда привлекал людей именно трудностями. Даже словосочетание такое появилось когда-то: «романтика трудностей, романтика Севера». А любят романтику преимущественно молодые люди. И я не ошибусь, если назову наш северный край молодежным: в этом году численность областной комсомольской организации выросла почти до сорока тысяч человек, объединенных в 777 организаций. Иными словами, комсомольцы и молодежь, работающие в народном хозяйстве области, составляют сейчас значительную часть трудовых коллективов. И от того, как они работают, во многом зависят итоги любого рабочего дня.

Решения декабрьского (1972 г.) Пленума ЦК КПСС нацелили всех трудящихся, комсомол и молодежь на борьбу за безусловное выполнение народнохозяйственного плана третьего года девятой пятилетки. Задачи, выдвинутые партией, с воодушевлением приняли и на Всесоюзном комсомольском собрании «Ударным трудом и отличной учебой ознаменуем решающий год пятилетки», на котором выступило более шести тысяч комсомольцев области. И говорили они не только о том, что сделано, но и о том, что надо сделать каждой организации, каждой группе, каждому комсомольцу.

Комсомольцы прииска «Красноармейский» Чаунского района обратились ко всем молодым горнякам области с призывом выполнить план 1973 года на двадцать дней раньше срока. Молодежь фермы опытно-производственного хозяйства поселка Ола обязалась выполнить план по надою молока на 105 процентов. Причем надои молока на одну фуражную корову в области не меньше, а в некоторых хозяйствах даже больше, чем в центральных районах страны. Учтите, это в условиях Севера! Молодежные коллективы Анатолия Мусиенко из треста «Магадангорстрой» и Михаила Крижановского из стройуправления Сусуманского района обязались справиться с заданиями девятой пятилетки в четыре года.

Кстати, о строительстве на Севере. Возьмите, например, Певек — город-порт на Северном Ледовитом океане, центр Чаунского района на Чукотке. Морозы там, как и везде у нас: выше тридцати градусов ртутный столбик в термометре поднимается редко. А два-три раза в зиму приходит в город «южак» — теплый ветер с юга, из-за сопок. Впрочем, ветер не то слово. Вихрь, ураган, — выбирайте что хотите! Обычная скорость «южака» — сорок — пятьдесят метров в секунду. Ветер срывает вывески, крыши с домов, «выкорчевывает» столбы электропередач, по улице не то что идти — в вездеходе' ехать невозможно. Казалось бы, кто захочет в такой «ад»? Но в Певек молодежь приезжает охотно: городу очень нужны рабочие руки — в горнодобывающей промышленности, на рудниках и приисках, в порту, на строительстве. И Певек строится. Растут многоэтажные дома, а архитекторы планируют их так, чтобы «южак» им не был страшен. И как приятно всем нам читать заметки (не только в областных, но и в центральных газетах!) о том, что строители Певека сдали горожанам очередной многоквартирный жилой дом.

Повышенные обязательства берут на себя все комсомольско-молодежные коллективы, Конечно, найдутся скептики, которые скажут: пообещать можно что угодно, а вот как это на практике получится — еще посмотреть надо. Согласен, обещание обещанию рознь. Но все дело в том, что, как показывает опыт прошлых лет, комсомольцы Севера умеют держать слово.

Лучше всего убеждают цифры. Вот они...

В прошлом году комсомольско-молодежный коллектив Юрия Миляева с прииска «Ударник» обещал дать стране 50 процентов сверхпланового золота, сократить сроки промывки песков. Результаты: план по добыче золота выполнен на 242,6 процента, по промывке песков — на 195 процентов.

Инициатор соревнования молодежных коллективов в Чаунском районе комсомольско-молодежная бригада Виктора Ильчука выполнила план промсезона за 60 ударных дней — на 27 дней раньше срока, указанного в принятых ими — тоже повышенных! — социалистических обязательствах.

Комсомольско-молодежная бригада Артура Ипатова с карьера «Дегрин» обязалась выполнить план 1972 года к 15 августа и дать Родине не менее 30 процентов сверхпланового золота. План был выполнен на 156 процентов!

Потребуется не одна страница, чтобы только перечислить трудовые победы комсомольцев. Все они — результат напряженного соревнования между комсомольско-молодежными коллективами горных предприятий области, добывающих золото и олово. Соревнование это в минувшем году объявили бюро Магаданского обкома ВЛКСМ, президиум обкома профсоюза рабочих металлургической промышленности и союзное производственное ордена Трудового Красного Знамени объединение «Северовостокзолото». В этом году соревнование продолжается. И, пожалуй, оно доказывает, что комсомол может и должен активно влиять на повышение производительности труда, на улучшение качества продукции, на эффективность производства, на выполнение общих планов предприятий.

Все это не только в горнодобывающей промышленности. В области продолжается соревнование под девизом «Мы делу Ленина и партии верны». В нем участвуют комсомольцы всех коллективов, и прекрасный почин красноярцев «От каждого — наивысшую производительность труда и отличное качество!» стал мерилом ежедневного труда. Недаром в постановлении VIII Пленума ЦК ВЛКСМ «О задачах комсомола, вытекающих из решений декабрьского (1972 г.) Пленума ЦК КПСС и доклада товарища Л. И. Брежнева «О пятидесятилетии Союза Советских Социалистических Республик» обращается особое внимание на опыт и красноярцев, и москвичей, и ленинградцев, и тюменцев, и комсомольцев других краев и областей страны. «Комсомольским организациям, — сказано в постановлении, — направлять усилия молодых рабочих, колхозников, специалистов и ученых на неуклонное повышение производительности труда как решающего фактора развития экономики».

Опыт работы — я сейчас говорю лишь о нашем опыте — показывает нам, что комсомольско-молодежные коллективы становятся — и реально! — настоящей школой коммунистического воспитания молодых. Но становятся лишь тогда, когда точно продуман их состав, когда руководят ими опытные, грамотные и, главное, заинтересованные люди (мы сегодня с уважением произносим имена Героя Социалистического Труда Виктора Фуфлыгина, Юрия Миляева, Александра Шепелева, Ивана Крутова и других, кто стал не только производственным руководителем коллектива, но и настоящим наставником молодежи!), когда перед каждой такой бригадой стоит конкретная задача, (которую, как говорится, можно исчислить в кубометрах, килограммах, рублях), когда коллектив понимает, что соревнование не формальность (не пресловутая галочка!), а явление, наполненное огромным социальным смыслом, когда каждый знает своего соперника, знает его показатели, может сравнить их со своими, перенять передовой опыт — на протяжении каждого месяца, даже каждой недели.

Однако, увы, бывает, что «галочка в плане» оказывается сильнее самого плана, сильнее дела. И комсомольско-молодежный коллектив создается одним росчерком пера (для отчета в райком или обком). А на поверку оказывается, что коллектив этот не знает толком, с кем соревнуется, кому передать или у кого позаимствовать опыт. Более того, иной раз выясняется, что в такой бригаде молодежь составляет меньшинство. Совершенно очевидно, что в подобных случаях красивое название бригады никак не отражается на ее показателях. Какое уж тут соревнование!

Вообще же форма соревнования, конкурса очень популярна у молодежи. Если хотите, отнесите это на счет азарта молодости — именно этим, мне думается, можно объяснить психологическую основу такой популярности. Ну, а сами конкурсы (например, на звание лучшего по профессии) приносят немалую — и опять-таки реальную! — пользу. Недавно мы проводили на Всесоюзной ударной комсомольской стройке Билибинской атомной электростанции областной конкурс молодых штукатуров. Что он дал? Во-первых, производительность труда участников конкурса составила в среднем 115 процентов. Во-вторых, за короткое время (всего месяц!) соревнования было оштукатурено более полутора тысяч квадратных метров площади. Иными словами, оказана заметная помощь стройке.

Но значение конкурсов не исчерпывается той конкретной, измеримой пользой, которую они приносят. Ценность всякого грамотно организованного соревнования заключается в том, что оно учит молодежь серьезному подходу к своей работе, воспитывает вкус к профессии, вырабатывает мастерство.

Вкус к профессии, любовь к профессии — это ли не главное для любого специалиста, будь он горняк или строитель, рыбак или оленевод? Но вот ведь что, к сожалению, наблюдается: молодежь охотно идет на прииски и рудники, а в сельском хозяйстве молодых рук часто не хватает. Вопрос «Как привлечь молодежь в село?» стоит довольно остро не только в нашей области. Однако общность проблемы нисколько не снимает с нас ответственности: мы плохо еще занимаемся привлечением молодежи в оленеводство. Сейчас в оленеводческих бригадах не хватает более двухсот пастухов — цифра немалая! И надо сказать, что организация в оленеводстве комсомольско-молодежных бригад — одна из возможностей решить наболевшую проблему. Сейчас в области более пятидесяти молодежных бригад, и все они — исключений нет! — успешно справляются со взятыми обязательствами. Молодежь начинает возвращаться в колхозы. Это процесс очевидный. На одном из пленумов областного комитета ВЛКСМ выступал пастух из совхоза «Большевик» чукча Михаил Гивынли. Этот парень окончил профтехучилище, работал в Анадыре штукатуром, маляром. Он мне сам потом рассказывал; «Казалось бы, город — это кино, дом культуры, артисты приезжают, книги, газеты сегодняшние, а не когда попутный вертолет привезет. И все-таки домой хотелось, в тундру. Я же родился там...» И тундра «перевесила» город. Миша вернулся в родной поселок Шелагский, пришел в оленеводческую бригаду. Сейчас Михаил Гивынли — один из передовиков сельского хозяйства района, а нынешней зимой в его жизни произошло большое событие: он стал кандидатом в члены КПСС.

И все-таки процесс возвращения молодых в колхозы и совхозы области проходит медленно, хотя областной, окружной и районные комитеты ВЛКСМ уделяют этому все больше и больше внимания, памятуя о том, что «животноводство — ударное дело комсомола».

По инициативе Ольского райкома ВЛКСМ прошло областное социалистическое соревнование среди районных организаций по заготовке кормов. В нем участвовало более четырех тысяч юношей и девушек. И, конечно же, плановые задания были ими намного перевыполнены.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Канатоходцы

Фантастический роман