Вопрос о том, как я отношусь к НОУ, мне задавали до того, как я возглавил секцию географии. Тогда, помню, я ответил: никак. Дело новое, поживем — увидим. Я, конечно, желал этому кораблю большого плавания, но многолетний педагогический и жизненный опыт научил меня смотреть на подобные новшества с разумной долей скептицизма. Тем приятнее констатировать теперь: опыт удался бесспорно.
Ребята у нас дружные, увлеченные, о том, что им интересно, свидетельствует хотя бы стопроцентная посещаемость занятий секции. Лето у нас — пора экспедиций, сбора материалов. Зимой материал обрабатывается, ребята оформляют ученические научные работы. И в завершение — обязательно конкурсы на лучшую работу.
У меня на столе лежит несколько работ, представленных на конкурс в прошлом году. Ребята выполнили важную для практики работу. Они исследовали минеральные источники, расположенные близ Челябинска. В результате поисков выяснилось, что за последние годы из 11 источников, действовавших ранее, осталось только 5, да и те оскудели почти вполовину. Установили причины. В одних случаях виной тому был неправильный вывод подземной воды наружу, в других — запашка бульдозерами при строительстве зданий, засорение. Посмотрели бы вы, как горячо реагировали ребята на это. Десятиклассница Т. Медведева сделала об этом доклад на научной конференции НОУ. Исследование привлекло внимание общественности, доклад был передан по городскому радио. Были приняты меры по реставрации источников.
Очень важно научить ребят анализировать события, предметы, факты. Это воспитывается не сразу. Умение видеть необычное в обычном приобретается постепенно, порой незримо. Вкусив радость научного творчества, молодой человек жаждет открытий, пусть микроскопических, но непременно открытий. Когда речь идет о географии, то воображение обычно рисует белые пятна на карте, глухие, нехоженые таежные тропы. А необычное рядом, вокруг нас. Доказать это оказалось несложно. Несколько минут езды на автобусе, и мы очутились в городском бору. Почему сосны, которые здесь растут, так причудливо изогнуты, так непохожи на своих стройных сестер? Этим заинтересовался еще Петр I, когда однажды увидел вросший в ствол дерева сучок другого, произраставшего рядом. Необычное явление побудило его к изданию указа о «раритетах» (редкостях). Позднее царем была основана «кунсткамера» (музей).
После такого исторического экскурса ребята с жаром взялись за работу. Выяснилось, что причины неправильного роста сосны вызваны механическими повреждениями и естественными изменениями условий роста. Много интересного узнали и обобщили ребята.
Многому ли научились ребята в НОУ? Безусловно, многому. И как бы там ни говорили, что НОУ не ставит своей целью подготовку в институт, такая подготовка, конечно, волей-неволей осуществляется. Бывшие члены нашей секции поступают, как правило, в институт на естественно-географический факультет. Обычно это талантливые ребята.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Репортаж о первом социалистическом городе ГДР — Эйзенхюттенштадте, который был построен молодежью два десятка лет назад и стал флагманом металлургической индустрии республики