И вдруг предложил:
– Родителям в школе должно быть так же интересно, как и детям. А что если концерт их силами организовать? Позвать в школу песни петь, стихи читать?.. Сколько ни придет для начала – все ваш актив.
Если бы он приказывал! А то просил, просто умолял попробовать:
– Понимаешь, необычно это, неожиданно, и тем может заинтересовать. .
Мы сотворили этот концерт, но Николай пристал ко мне с новой идеей. Мол, одни мамы поют, другие вяжут, вышивают. Папы рисуют, режут дерево, делают всякие модели. Надо устроить в школе выставку.
– Что я тебе, дом народного творчества, что ли? Клуб?
Он улыбался, но настаивал:
– У тебя в школе учителя из институтов да университетов. А здесь кадры – дай бог семь классов. У кого им учиться? Да и тебе выгода – мамы твои в школу потянутся... Давай действуй!
В сущности, это были отличные педагогические находки, о которых я нигде прежде не читал и не слышал. И в находках этих проявлялась так высоко ценимая психологами способность таланта соединять вещи на первый взгляд несоединимые. В данном случае: личный человеческий интерес пап и мам с их родительскими обязанностями. Умом я понимал это, но зачислить «в таланты» Колю Минина с его синим френчем и бесконечными «давай-давай» я долго не мог: талантливыми бывают ученые, художники, музыканты, иногда учителя, но секретарь райкома комсомола?..
На выставку родительского творчества он заставил приехать весь комсомольский актив. Секретарей из колхозов, совхозов, лесопунктов.
Черт его побери, он знал, что делал, и случайность здесь исключалась: практический эффект от этой выставки был колоссальный.
– Надо, чтобы комсомол работал на всех людей, на народ, – сказал он мне однажды, – тогда он будет сильным. А у тебя он сам себя обслуживает. Вечера, походы, соревнования. А где люди, где весь народ поселка? Давай поговори с ребятами – развей им эту мысль...
Он вторгался в сферу, где у меня, как я думал, и без него все неплохо получалось.
– Лом собирают, деревьев сколько посадили, а тебе все мало! – сопротивлялся я.
– Тебе самому этого уже мало. И ребятам, – сказал он. – Ты, брат, готовых решений им не предлагай. Любопытно, что они сами придумают.
Я собрал комитет, и Галка Филиппова, как-то сразу поняв, о чем идет речь, сказала:
– Соседи у нас – молодожены. Ребеночек у них. Из-за него они в кино уже год не были. Вот если бы при клубе детсадик организовать? Пришли родители, отдали нам на время сеанса ребеночка, а потом взяли...
Узнав об этом предложении, Николай прямо-таки ахнул от удовольствия:
– Я б такую сейчас же в райком! Нужны нам такие, понимаешь?
«А, собственно, какие такие?» – подумал я.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.