Крылья сказочной Жар-Птицы были аккуратно развешаны вдоль стены артистической уборной... Баба-Яга мужским басом спорила о чем-то со стайкой юных маркиз в седых париках, словно сошедших со средневековой гравюры... Пожалуй, нечасто встретишь за кулисами одного балетного спектакля такую «смесь одежд и лиц», народов и эпох, как было это в вечер недавней премьеры ленинградского ансамбля «Хореографические миниатюры». Зал Государственного ордена Ленина Академического Малого театра оперы и балета переполнен. Строгий ленинградский зритель, воспитанный на искусстве всемирно известных хореографов, балерин, танцовщиков, – что ожидал он увидеть в вечер рождения молодого балета, на афише которого ни известных имен, ни перечня «заслуженных» и «народных»!
Примерно год назад Леонид Вениаминович Якобсон, один из старейших балетмейстеров страны, заслуженный деятель искусств РСФСР, человек, создавший десятки балетов в разных театрах Союза, принялся за работу с коллективом восемнадцати– двадцатилетних девушек и юношей, выпускников хореографических училищ Ленинграда и Куйбышева, Харькова и Баку, Пензы и Донецка.
Создавался коллектив просто: сначала объявление о конкурсе в газете «Советская культура», потом – недели и недели просмотров всех желающих.
Желающих были сотни. Принято было 55 человек.
И вот прошел год – год жизни молодого коллектива энтузиастов и единомышленников, знающих, чего они хотят, и обладающих, кроме всех других талантов, еще одним – умением трудиться.
...Исколесив пол-Ленинграда у труппы еще нет своего помещения, и нередко репетиция, объявленная в одном клубе, переносится в другой, что нисколько, впрочем, не отражается на настроении артистов, мне посчастливилось увидеть репетицию ансамбля. Именно посчастливилось – без этих трех часов в полутемном, пустом зрительном зале я не узнала бы и не поняла многого.
Масштабы труда: за год молодой балет подготовил девять законченных театрализованных программ, где в танце и пантомиме воплощены музыкальные образы сложнейших произведений русских, зарубежных, советских композиторов. В репертуаре молодого театра балетные сюиты на музыку Баха и Беллини, Моцарта и Прокофьева, Стравинского и Шостаковича. Уже этот перечень имен (к слову, далеко не полный!) отражает разнообразие тем и жанров, объединенных в спектаклях ансамбля. Каждый цикл – это не балетный дивертисмент, а всегда единый спектакль, пронизанный общей мыслью, хотя части его отделены друг от друга эпохами, судьбами людей, целыми главами истории музыкальной культуры...
«Русская балетная школа» и «Танцы народов мира», «Музыка Стравинского» и «Жанровые маленькие балеты», «Скульптуры Родена» и «Зарисовки жизни» (по произведениям Франсиско Гойи) – вот темы, НАД которыми в течение года работали Леонид Якобсон и его ученики.
Рабочая репетиция в этом театре необычна: здесь не только отрабатывают технику танца, но рассказывают о судьбах музыкантов, художников, скульпторов, пытаются проникнуть в психологию творчества людей, чьи образы воссоздаются сегодня.
Главный смысл бесед, дискуссий, жарких споров – найти свой рисунок танца, не повторяющий прежние классические редакции, сказать новое, свое слово в хореографии.
В 1929 году начинающий артист балета Леонид Якобсон выступил в журнале «Рабочий и театр» со статьей, призывавшей искать новые формы работы с театральной молодежью.
«Дорогу молодым на пути хореографического творчества!» – этому девизу своей первой в жизни статьи балетмейстер верен и сегодня. Каждый из 55 солистов молодого балета (здесь, по словам хореографа, «все солисты, все первые») имеет право на поиск, на свое прочтение музыкальной классики. Это – первое и главное условие работы в ансамбле «Хореографические миниатюры».
…Прозвенел третей звонок. Медленно раздвигается занавес. Взлетают под потолок музыкальные аккорды. За кулисами в тишине слышен негромкий голое Якобсона:
– Начали трудиться!
Привычные слова напутствуют дебютантов перед выходом на прославленную сцену. Это точно в репетиционном зале: «Начали трудиться!» Полное огня, задора и изящества праздничное зрелище, которым любуются в эти минуты зрители, прежде всего гигантский труд.»
Единство в многообразии жанров, тем, интонаций, решений пластических образов – вот стержень спектаклей молодого балета, в каждом отделении, в каждом номере которого ощущаешь полное слияние музыки и хореографии. Это единство присутствует даже в тех «хореографических мимолетностях», которые композиторами явно не предназначались для танцевального исполнения...
...Первое отделение спектакля называется «Классицизм, романтизм». На наших глазах оживает в «па-де-труа» музыка Россини. С совершенно неожиданным пластическим воспроизведением музыки Моцарта знакомит номер «Полет Тальони», безукоризненно изящный по технике и рисунку роли. Смелая и богатая фантазия постановщика, изобретательность в разработке мотивов танца рождают новый, незнакомый нам образ «Умирающего лебедя» (редакция Леонида Якобсона ни в чем не повторяет создание Михаила Фокина).
Разные краски чередуются в миниатюрах. Рядом с полными лиризма «мимолетностями» «Классицизма» – цикл маленьких жанровых балетов.
...На сцене «Бродячий цирк». Музыкальное произведение Игоря Стравинского. В спектакле «Хореографических миниатюр» эта пьеса становится взволнованным рассказом о судьбах людей. Персонажи «Бродячего цирка» вводят нас в сложный мир искусства пантомимы, переводя на пластический язык не только мелодию, но и свое понимание драматических образов.
А есть ли в молодом балете по-настоящему крупные дарования! Ну, скажем, «новый Якобсон»! Думается, что на этот вопрос не согласится сейчас ответить и сам хореограф, знающий своих учеников лучше, чем любой проницательный критик. Тем не менее дебют показал нам много талантливых людей. И это потому, что Леонид Вениаминович Якобсон «сочиняет театр» (по выражению своих учеников), исходя не только из музыки, но и из актерских индивидуальностей.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
(Из доклада представителя ДРВ на Международном коллоквиуме по вопросу агрессии США во Вьетнаме. Февраль1969 года, Берлин)