Спешите в горы!

Владимир Зырянов| опубликовано в номере №1100, март 1973
  • В закладки
  • Вставить в блог

Горы обходи долинами, долины — равнинами...» Первыми нарушили эту давнюю заповедь альпинисты. Именно они, эти удивительные люди, покорители самых неприступных вершин мира, как говорится, между прочим, по ходу дела, дали человечеству горные лыжи: завезли равнинные лыжи в горы и приспособили их для спусков с крутых склонов.

Лыжи — широкие, узкие, длинные, на меху и плетеные, приспособленные для передвижения по снегу на равнине — известны человечеству тысячелетия. «Кто знает, может быть, длинная доска, скользящая по льду, уберегла предка человеческого рода от клыков саблезубого тигра...» — писал известный американский исследователь лавин Монтгомери Отуотер.

Горные лыжи — младенцы. Их изобрели в XX веке, точнее, в 1928 году, когда австрийский инженер Р. Лейтннер из Зальцбурга придумал и запатентовал окантовку граней скользящей поверхности деревянных лыж узкими полосками металла. Это изобретение сыграло решающую роль в совершенствовании горнолыжной техники — появилась возможность выполнять быстрые спуски по жестким и мягким, крутым и пологим горным трассам.

А вот вам и совсем парадоксальная ситуация: оказывается, техника управления лыжами при спуске с гор создана... значительно раньше самих горных лыж. Разработали ее лыжники-равнинники, придумавшие различные приемы для остановки, торможения и выполнения поворотов при спусках с холмов во время ходьбы и бега по пересеченной местности.

В 1896 году австриец Матиас Здарский придумал способ безостановочного спуска с переменой направления. Он изобрел поворот «плугом», который позволил ему и его последователям выполнять зигзаги без остановки. Так горные лыжи выделились в самостоятельный вид лыжных дисциплин. До Здарского, спускаясь в долину, лыжник начинал скользить косо по склону, постепенно теряя высоту. В удобном месте он останавливался, разворачивался и продолжал движение в обратную сторону до следующей подходящей площадки. Траверсируя склон зигзагами вправо и влево, лыжник в конце концов добирался до подножия горы.

Интересно проследить развитие техники управления горными лыжами от Здарского до наших дней.

В первое время горнолыжники при спуске энергично борются с нарастающей скоростью, применяя «плуг» и «упор» Здарского — задники лыж широко расставлены, лыжи (одна или обе) поставлены на внутренние ребра. Главная задача — спуститься без остановок и падений с любого горного склона.

Скорости медленно, но неуклонно растут, и вот к началу пятидесятых годов XX века горнолыжники выполняют повороты уже на параллельно поставленных лыжах — наслаждаются скоростью. Но в конце поворота они все же тормозят, соскальзывая под склон на двух лыжах.

Однако спортсменов уже не устраивает такая техника: им нужна скорость на всей дистанции и в каждой части поворота. Тони Зайлер, обладатель всех золотых олимпийских наград по горным дисциплинам VII зимней Олимпиады 1956 года в Кортина д'Ампеццо, добивается желаемого эффекта. Он демонстрирует совершенную технику — выполняет повороты на параллельных лыжах без потери скорости в любой части спуска — рождается знаменитый австрийский «ведельн» — мечта современного туриста-горнолыжника.

Через двенадцать лет француз Жан-Клод Килли на Олимпиаде в Гренобле повторил рекорд Зайлера — выиграл все три золотые олимпийские медали и продемонстрировал не только искусство поддерживать предельную скорость, но и наращивал ее в конце каждого поворота, отталкиваясь палками и лыжами на манер конькобежцев.

А сегодня? Сегодня горнолыжники должны, как конькобежцы по дорожке, бежать вниз по горе, среди частокола флагов дистанций слалома и слалома-гиганта. О торможении не может быть и речи, горнолыжник должен думать лишь об ускорении... Только так можно выиграть современные соревнования по горнолыжному спорту!

Несколько слов о соревнованиях. Первые из них (спуск на обычных лыжах) были организованы англичанином Арнольдом Ланном в австрийском горном селении Сан-Антоне в 1928 году. А первый чемпионат СССР по слалому был разыгран в 1934 году на Уктусских горах под Свердловском. Первым чемпионом стал горьковчанин А. Глассон. Первый же чемпион СССР по скоростному спуску — автор представленных здесь фотографий — мастер спорта Вадим Гиппенрейтер. Он победил в 1937 году на трассе, проложенной по склонам горы Вудьяврчорр в Хибинах. Первый чемпион по слалому-гиганту москвич М. Шамин был самым быстрым лыжником на чемпионате СССР 1953 года, где впервые разыгрывалась золотая медаль в гиганте. Соревнования проходили на кручах Чимбулака — горнолыжного центра, расположенного неподалеку от всемирно известного высокогорного катка Медео в окрестностях Алма-Аты.

Что представляют из себя виды горнолыжного спорта?

Слалом. Пятьсот метров склона, на котором расставлены 50 — 60 разноцветных ворот (красных и синих) шириной до четырех метров. Ворота образуют фигуры: «змейки», «шпильки», «кандахар» и другие комбинации. Путь лыжника извилист, поворот сменяется поворотом, скорость — 40 — 50 километров в час. Результат определяется по сумме времени, затраченного спортсменом на преодоление двух различных трасс. В слаломе и слаломе-гиганте главная трудность заключается в точном преодолении лабиринта ворот.

Слалом-гигант — это как бы растянутый слалом. Ворота (шириной 6 — 8 метров) и фигуры расставлены на дистанции в полтора километра. Результат подсчитывается по сумме времени двух спусков. Скорость на дистанции — 60 — 80 километров.

Скоростной спуск. Ворота лишь намечают путь лыжника. Сложность прохождения трех-четырехкилометровой дистанции заключается в преодолении естественного рельефа: бугров, контруклонов, длинных и очень длинных виражей, косых и прямых спусков в узких лесных просеках. Средняя скорость — 90 — 100 километров в час. Лыжник мчит по леденистому, плотному снегу в низкой стойке. Результат определяется по времени одного спуска. На отдельных отрезках трассы спортсмены развивают скорость до 130 — 135 километров.

Думаете, это предел? Люди с давних времен одержимы рекордами скорости в воздухе, на земле, на воде, а теперь даже и под водой. Рекорды горнолыжников в этом перечне занимают далеко не последнее место.

Есть сведения, что швейцарец X. Бруннер на склонах вершины Юнгфрау в 1921 году развил скорость 120 километров, а год спустя в окрестностях курорта Ароза он же достиг скорости 135 км/час. Подробности этих заездов нам неизвестны. Проверенные факты относятся, пожалуй, к 1930 году — на альпийском курорте Салливельталь австриец Гузи Лантшнер показал скорость 105,75 км/час на 50-метровом контрольном отрезке стопятидесятиметровой трассы. В феврале 1932 года австриец Л. Гасперль на километровом прямом отрезке склона на плато Роза в Итальянских Альпах, спускаясь на прыжковых лыжах, утяжеленных свинцом с обтекателем за спиной, достиг на 100-метровом контрольном отрезке скорости 136,600 км/час. Война прервала этот бег за скоростью, но уже в 1947 году, в первых же соревнованиях на плато Роза, итальянский дровосек Зено Коло на лыжах без обтекателя добился результата 159,292 км/час.

Двенадцать лет держался рекорд лесоруба, его лишь чуть улучшили в 1959 году — 160,765 км/час. Но вот в июле 1964 года итальянец Луиджи ди Марко показывает фантастическую скорость 174,175. Говорили: это предел. Луиджи непобедим...

В конце шестидесятых годов телеграфные агентства разнесли по миру сенсационную весть: японские лыжники, применив для торможения парашюты, предприняли попытку спуститься с высочайшей вершины земного шара Эвереста! На плато Роза никто не воспринял это сообщение всерьез и, когда пять японцев летом 1970 года прибыли в Итальянские Альпы к подножию Маттернхорна, в них не увидели серьезных конкурентов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены