За последнее десятилетие во всем мире на первое место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний выходит алкоголизм. В США, например, по данным, опубликованным в 1970 году Национальным институтом психиатрии и Национальным центром по профилактике алкоголизма и борьбы с ним, алкоголизм является проблемой № 1. Число алкоголиков в США достигает 4 — 5 миллионов.
Национальный совет безопасности США сообщает, что в одной из каждых четырех дорожных катастроф со смертельным исходом был пьян либо водитель, либо пешеход. А французский исследователь Тондоско установил, что несчастные случаи с алкоголиками происходят в 35 раз чаще, чем с непьющими. Одна треть самоубийств во Франции совершается в состоянии алкогольного психоза или алкогольного опьянения.
В нашей стране великие социалистические преобразования коренным образом изменили положение трудящихся. Однако зло еще не убито, поэтому сегодня необходимо всесторонне и комплексно изучить причины алкоголизма в нашей стране.
Мы вовсе не против, если здоровый взрослый человек выпьет бокал виноградного вина или рюмку водки. Особого вреда это ему не принесет. Но мы боремся против злоупотребления алкогольными напитками. И особенно опасны они детям и подросткам. Юноши и девушки, начавшие употреблять алкоголь до совершеннолетия, очень быстро привыкают к нему. И рюмка водки оказывается бездонной...
Не так давно Центральное телевидение показало передачу из зала суда. Она называлась так: «Судим пьянство». На телеэкране перед нами слушалось дело двадцатипятилетнего парня, уже судимого однажды, который обвинялся теперь в том, что спаивал совсем еще молодых мальчишек и девчонок. Мы видели и этих мальчишек и девчонок, еще только делающих первые шаги в жизни. Первые шаги, которые могли оборваться. Могли, если бы не суд — страшное событие в их жизни. Страшное и, как ни парадоксально, полезное: именно суд помог им разобраться в своих поступках, забыть об алкоголе. А сколько таких мальчишек и девчонок — бывших, бывших! — встречал я в своей практике! Скольким из них покалечило жизнь пьянство именно потому, что некому было вовремя остановить их! Разные судьбы, разные характеры, а конец один: человек потерян. И неважно, кем он был: прекрасным токарем, знающим инженером, способным студентом — у моих «пациентов» профессии самые разные! — теперь он пьяница...
Всех любителей спиртного можно подразделить на две категории: к первой, самой многочисленной, относятся те, кто выпивает от случая к случаю, ко второй — те, кого водка сделала по-настоящему больными людьми. Алкоголизм развивается у взрослого здорового человека после 5 — 10 лет более или менее регулярного употребления спиртного. У юношей и девушек этот срок исчисляется 1 — 3 годами. Все, что ослабляет высшие отделы центральной нервной системы, то есть длительное физическое и психическое перенапряжение, тяжелые потрясения, длительная психическая травматизация, может в ряде случаев способствовать развитию алкоголизма.
Пока не изучен в должной мере процесс перехода бытового употребления алкоголя в хронический алкоголизм. Однако у клиницистов-психиатров есть четкие критерии этого заболевания. Развитию хронического алкоголизма способствует систематическое злоупотребление алкогольными напитками. Долгое время такие люди придерживаются своей «нормы» алкоголя, однако со временем привычные дозы перестают вызывать у них желаемый эффект — алкогольную эйфорию, и тогда доза увеличивается. В итоге же у одних раньше, у других позже возникает болезненная тяга, или, как говорят клиницисты, патологическое влечение к алкоголю. Одновременно с этим полностью теряется контроль: выпивка уже не ограничивается.
Вследствие злоупотребления алкоголем возникают различные заболевания сердечно-сосудистой системы, печени, желудочно-кишечного тракта. Соматические и психические нарушения до поры до времени излечимы, но впоследствии они переходят в трудно-обратимые и совсем необратимые органические расстройства.
Алкоголизм резко меняет весь психический облик людей. Круг интересов у них сужается, они ничем не интересуются, становятся раздражительными, вспыльчивыми, теряют друзей, не желая знать никого, кроме своих собутыльников.
В зависимости от тяжести алкоголизма различают начальную, среднюю и тяжелую стадию алкоголизма. В средней стадии у лица, страдающего этим заболеванием, развивается так называемый абстинентный, или похмельный, синдром. Лишенный обычной выпивки, такой человек впадает в тягостное настроение, у него возникают физическая слабость, неприятные ощущения в желудке и в сердце, начинают дрожать руки. Привычная рюмка снимает все эти явления. И люди становятся рабами алкоголя. Они пьют то систематически, то запоями, поглощая в сутки от 0,5 до 1,5 литра алкогольных напитков. Работоспособность снижается, прогулы становятся привычным делом. Такие люди зачастую не могут выполнять свою работу, и тогда, скажем, инженер превращается в разнорабочего. Дальнейшее развитие болезни приводит к алкогольным психозам, тяжелым поражениям внутренних органов.
Тяжелая стадия алкоголизма — это беспробудное пьянство, почти полная потеря трудоспособности. Человек живет за счет своих близких или случайными заработками. Об интересе к труду, инициативе, творческой фантазии, разумеется, не приходится и говорить. Семья, трудовой коллектив, общество перестают существовать для таких людей. Все их помыслы направлены к одному — к рюмке. Пьянеют они уже от самых небольших доз алкоголя, а в опьянении ищут повод к ссоре, драке, легко вступают в конфликт с окружающими. Протрезвев же, не помнят, что делали в пьяном виде. У некоторых из них психические изменения настолько явно выражены, что приходится говорить об алкогольном слабоумии. Алкоголики в конце концов делаются безучастными к мукам родных, их не трогает чужое горе, хотя подчас в минуты просветления они и проливают горькие слезы над своими и чужими страданиями. Алкоголизм ведет к преждевременному одряхлению и к старости. Редко кто из лиц, страдающих алкоголизмом, доживает до 70 лет, а именно такова сегодня средняя продолжительность жизни человека. По данным Комиссии по изучению алкоголизма в штате Огайо (США), в 1952 году доживали до 50 лет и более 85 процентов всех жителей и только 52 процента алкоголиков, до 60 лет и более — 69 процентов всех жителей и лишь 21 процент алкоголиков. А вот выводы страховых компаний в США: если принять средний показатель смертности за 100 процентов, то смертность среди выпивающих до двух кружек пива составляет 118, а для выпивающих две и более кружек — 186 процентов.
Общеизвестна связь пьянства и алкоголизма с преступностью. В статье председателя Верховного суда РСФСР Л. Смирнова «Вины не смягчает» («Правда» от 29 июня 1972 года) говорится, что по делам, рассмотренным судами РСФСР в 1971 году, в состоянии опьянения было совершено 55,8 процента краж, 79,9 процента грабежей, 69,3 процента разбойных нападений. В первом квартале 1972 года при рассмотрении судами РСФСР дел о хулиганских действиях подростков установлено, что более 70 процентов виновных были в нетрезвом состоянии.
Как же поступать с людьми, которые стали больными вследствие злоупотребления алкоголем? Их следует лечить, причем чем раньше начато лечение, тем больше шансов на успех. И, конечно же, необходимо самым активным образом бороться с- пьянством, ибо именно пьяницы в конце концов превращаются в алкоголиков. Мы должны также внимательно изучить опыт борьбы с пьянством и алкоголизмом, накопленный в нашей стране, и в частности опыт работы обществ трезвости. Эти общества, организованные во второй половине XIX века, сыграли весьма большую роль в борьбе с пьянством. В 1900 году в России было 15 городских и 140 сельских обществ трезвости и, кроме того, еще 35 эстонских, 10 латышских и 10 финских обществ. Однако царское правительство часто препятствовало работе этих обществ, признавало незаконными отдельные их организации и распускало их.
Карл Маркс, указывая на реакционный характер политики царского самодержавия, подчеркивал, что «царское правительство карало как преступление всякую попытку поднять моральный уровень народа... Достаточно Вам лишь напомнить, — писал К. Маркс, — о правительственных репрессиях против обществ трезвости, которые стремились спасти московита от того, что Фейербах называл материальной субстанцией, т. е. от водки». Однако и в условиях царизма общества трезвости проводили большую работу. В состав обществ входили фабричные рабочие, ремесленники, видные врачи. Эти общества издавали журналы и брошюры, проводили лекции о вреде пьянства, организовывали чайные и столовые со сниженными ценами. Энтузиасты обществ трезвости пытались провести в жизнь «скорейшее осуществление обязательного противоалкогольного преподавания в школах», привлекая для этой цели врачей, преподавателей, передовую интеллигенцию. Был создан противоалкогольный музей, где специалисты читали лекции. Состоялся Всероссийский съезд по борьбе с пьянством, работа которого освещалась в прессе. К 1914 году, насчитывалось около 400 обществ трезвости. Во время первой мировой войны в связи с запретом продажи алкогольных напитков эти общества прекратили свою работу.
Большую и плодотворную работу провело противоалкогольное общество при Советской власти. В 1929 году, по данным председателя общества Ю. Ларина, противоалкогольное общество насчитывало 250 тысяч человек, в том числе 200 тысяч рабочих и работниц. Были созданы лечебные учреждения, наркодиспансеры, проводилась большая работа по профилактике алкоголизма, открывались многочисленные чайные и тому подобные учреждения. Издавалась специальная литература, организовывались съезды, пленумы противоалкогольного общества. Перед партийными и советскими организациями ставились вопросы о расширении кино- и радиосети, об удешевлении цен на книги. По инициативе противоалкогольного общества коллегия Наркомпроса утвердила ряд мероприятий по антиалкогольному воспитанию молодежи, в числе которых была и пропаганда в школах сведений по борьбе с алкоголизмом.
Следует отметить, что в работе этого общества принимали активное участие соратник В. И. Ленина нарком здравоохранения Н. А. Семашко, поэт Демьян Бедный, видный психиатр А. С. Шоломович. Общество издавало свой журнал «Трезвость и культура». Впоследствии противоалкогольное общество было реорганизовано в общество «За здоровый быт», а затем прекратило свое существование.
Конечно же, оно не было свободно от ошибок, однако опыт его работы свидетельствует о целесообразности создания подобного общества. За это говорит и большой положительный опыт работы таких обществ за рубежом, как в капиталистических, так и в социалистических странах. Разумеется, создание общества трезвости — это еще не решение проблемы. Здесь необходим комплекс мероприятий. Прежде всего нужно систематически проводить антиалкогольное воспитание молодежи в школе и дома. В каждой семье родители должны воспитывать у детей отвращение к пьянству. Педагоги и школьные врачи должны разъяснять, какой огромный вред причиняет алкоголь растущему организму. Медики, биологи, социологи, экономисты должны всесторонне изучать причины алкоголизма и меры борьбы.
И, конечно же, вся советская молодежь должна активно включиться во всенародный поход против пьянства и алкоголизма.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.