— И все-таки ты сидел с ним, когда остальные не захотели прийти.
— Да. Это долг, который следует отдавать даже злейшему врагу.
— Значит,— сказал баныпи,— ты способен что-то понять. Колесники ведь были одними из нас и, может быть, еще остаются одними из нас. Древние узы рвутся нелегко.
— Мне кажется, я понимаю,— сказал Максвелл.— Что я могу сделать для тебя?
— Я явился только для того, чтобы сообщить тебе, что место, которое вы называете хрустальной планетой, извещено обо всем,— сказал баныпи.
— Им нужен дракон? — спросил Максвелл.— Тебе придется сообщить нам их координаты.
— Координаты будут сообщены в Транспортный центр. Вам надо будет отправиться туда — и тебе и многим другим,— чтобы доставить на Землю библиотеку. Но дракон останется на Земле, здесь, в заповеднике гоблинов.
— Я не понимаю,— сказал Максвелл.— Им же нужен был...
— Артефакт,— докончил баныпи.— Чтобы освободить дракона. Он слишком долго оставался в заключении.
— С юрского периода,— добавил Максвелл.— Я согласен: это слишком долгий срок.
— Но так произошло против нашей воли,— сказал баныпи.— Вы унесли его прежде, чем мы успели вернуть ему свободу, и мы думали, что он пропал бесследно. Артефакт должен был обеспечить ему безопасность, пока колония на Земле не утвердилась бы настолько, чтобы могла его оберегать.
— Оберегать? Почему его нужно было оберегать?
— Потому что,— ответил баныпи,— он последний в своем роде и очень дорог всем нам. Он последний из... из... я не знаю, как это выразить... У вас есть существа, которых вы зовете собаками и кошками,
— Да,— сказала Кэрол.— Вот одно из них сидит здесь с нами.
— Предметы забавы,— продолжал баныпи.— И все же гораздо, гораздо больше, чем просто предметы забавы. Существа, которые были вашими спутниками с первых дней вашей истории. А дракон — то же самое для обитателей хрустальной планеты. Их последний четвероногий друг. Они состарились, они скоро исчезнут. И они не могут бросить своего четвероногого друга на произвол судьбы. Они хотят отдать его в заботливые и любящие руки.
— Гоблины будут о нем хорошо заботиться,— сказала Кэрол.— И тролли; и феи, и все остальные обитатели холмов. Они будут им гордиться. Они его совсем избалуют.
— И люди тоже?
— И люди тоже,— повторила она.
Они не уловили, как он исчез. Только его уже не было. Грязное полотенце больше не колыхалось в небе. Кедр был пуст.
«Четвероногий друг,— подумал Максвелл.— Не бог, а домашний зверь. И все-таки вряд ли это так просто и плоско. Когда люди научились конструировать биомеханические организмы, кого они создали в первую очередь? Не других людей — во всяком случае, вначале,— не рабочий скот, не роботов, предназначенных для одной какой-нибудь функции. Они создали четвероногих друзей».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.