В строго установленное время на боевые позиции один за другим стали прибывать отряды пожарных. Вскоре на командный пункт пришло сообщение: резервуар на три тысячи кубометров бензина заполнен.
Руководитель испытаний подполковник Николай Иосифович Кириленко и прибывшие под Новокуйбышевск специалисты занимают свои места. В сторонке замерла машина с красным крестом.
— Внимание всему боевому составу! — Из динамиков, установленных по всей территории полигона, раздается голос руководителя тушения пожара. — Ответственным за боевые участки доложить начальнику штаба о готовности!
Пока следуют доклады, в последний раз снимаются пробы бензина, результаты анализа заносятся в журналы участников огневых опытов. К резервуару направляется «поджигатель» — старший мастер полигона Ф. Баранов.
С разрешения руководителя испытаний, облаченные в боевое снаряжение пожарных, остаемся в опасной зоне вместе с начальником штаба тушения майором Валентином Шибаевым. Майор выглядит молодо. Впрочем, ему действительно чуть более тридцати. Четкие движения, строгие черты лица и мягкие, приветливые глаза из-под низко надвинутой каски... Позже, когда опыт закончился, майор снял каску, и мы увидели, что волосы у него почти седые. Перехватив несколько удивленный взгляд, один из присутствующих отвел нас в сторонку и рассказал, что майор поседел год назад, в ту ночь, когда его подняли с постели по «пожару номер три». На языке пожарных это означало, что горит важный объект. В таких случаях на место происшествия выезжают лучшие специалисты. Так было и в тот раз. Загорелся резервуар на нефтеперерабатывающем комбинате. Разрушились сварные швы трубопроводов, бензин хлынул через трещины. Если огненный смерч приблизится к другим резервуарам, не миновать взрыва! На пути огненного вала и встали пожарные во главе с Шибаевым. Час, второй, третий продолжалась битва. Водяной барьер, пенные атаки принесли результат, но огонь не сдавался. Наступил момент, когда люди оказались на небольшом островке, окруженные пламенем. «Направить стволы на нас!» — передал тогда по рации Шибаев и скомандовал пожарным по одному немедленно покидать огненный остров. В тлевшей одежде последним ушел из западни майор, чтобы ринуться в новую атаку. 32 часа тогда не покидал он места сражения, но пожар ликвидировал...
Огневые эксперименты, на которые мы приехали, имели определенную задачу — проверить действие нового пенообразователя для получения высокократной пены. Вот почему начальником штаба назначили опытного пожарного, майора Шибаева.
Валентин по рации сообщает на командный пункт о полной боевой готовности всех участников. Оттуда следует команда:
— Поджечь резервуар!
Факел, брошенный опытной рукой, летит через борт резервуара. Гигантский гриб из огня и дыма тут же подымается высоко к небу. В наступившей тишине нарастает мерное гудение горящего бензина.
— Свободное горение — пять минут!
Именно столько времени потребовалось бы пожарным, чтобы прибыть на место и привести свою технику в полную готовность.
Быстро накаляется воздух. Хотя мы и находимся на расстоянии по меньшей мере в тридцать метров, с непривычки невыносимо жарко. Хочется уйти в «тыл».
А там, у самого резервуара, уже бьются водяные струи. Это приступила к работе группа охлаждения. На каждом стволе расставлено по два человека — ребята из учебного отряда. Многие ни разу не видели горящего резервуара. На полигоне они и проходят крещение в условиях, максимально приближенных к естественным.
Капитан Владимир Куренков — специалист по охлаждению. Горящий резервуар для него что открытая книга. Пятна на стенках, шумы внутри емкости, гудение пламени — детали, по которым он ставит оперативные задачи для своей группы. Владимир уже четырнадцать лет проработал в пожарной охране. Пошел он по следам брата — начальника отряда в Рязани Евгения Куренкова. Случалось, что они вместе тушили пожары...
Смотрим на часы — истекают последние секунды свободного горения.
— Внимание! Начать пенную атаку! Танкетка с установленным на ней подъемником осторожно направляет свой «клюв» в огонь. Из шести стволов со свистом вылетают хлопья пены и неистово начинают пожирать огонь.
— Усилить давление до восьми атмосфер! — командует Шибаев.
На глазах столб пламени и дыма постепенно уменьшается. Тугие струи воды срезают огненные языки с самой верхней кромки емкости. Через три минуты основное пламя сбито. Докладывают с наблюдательного пункта:
— Пламя по всему резервуару!
— Отдельные языки в середине и у бортов!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.